При подготовке ко второму чтению законопроекта об улучшении пожарного надзора учтены поправки депутатов фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Законопроект, направленный на обеспечение противопожарной безопасности в местах массового скопления людей, готовится ко второму чтению. Документ детально обсудили участники круглого стола на тему «Совершенствование законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности торгово-развлекательных, культурно-зрелищных и других объектов массового пребывания людей», прошедшего в четверг, 14 февраля, под председательством главы комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, депутата фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Василия Пискарева.
Проект федерального закона №518816-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора» включен в план реализации Госдумой Послания Президента Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года.
В работе круглого стола приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители МЧС, Минстроя, Минэкономразвития, Минфина, Минюста России, Ростехнадзора. В числе приглашенных также представители бизнес-сообщества, Общественной палаты, Торгово- промышленной палаты, Российского союза промышленников и предпринимателей, общественных организаций «Опора России», «Деловая Россия», эксперты.
«Разработка законопроекта стала итогом деятельности рабочей группы Госдумы по обобщению и анализу законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности на объектах массового пребывания людей, созданной весной прошлого года по поручению Председателя Госдумы Вячеслава Володина после трагедии в кемеровском торгово-развлекательном комплексе «Зимняя вишня», - напомнил Пискарев.
Концепция законопроекта предусматривает обязательное участие органов государственного пожарного надзора в проведении государственной экспертизы проектной документации и выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям пожарной безопасности.
«Рабочей группой были проанализированы и обобщены несколько сотен предложений, поступившие от федеральных органов власти, регионов, органов местного самоуправления, специалистов», - сообщил глава комитета. По его словам, проделанная работа позволила сделать выводы о необходимости изменения действующего законодательства в области пожарной безопасности.
Внеплановые проверки, проведенные после трагедии в Кемерово органами федерального пожарного надзора МЧС России, затронули 86 тыс. объектов с массовым пребыванием людей, в том числе свыше 11 тысяч ТРЦ. По их итогам было выявлено и предписано к устранению 282 тыс. нарушений противопожарных требований. В частности, свыше 28 тыс. объектов, имеющих нарушения, допущенные при проектировании, строительстве и реконструкции. Более 10 тыс. объектов эксплуатируются с нарушениями требований пожарной безопасности. На более чем 4 тыс. объектов отсутствует или неисправны системы противодымной защиты. «Список выявленных нарушений длинный и впечатляющий. Как мы видим, эти нарушения непосредственно влияют на безопасность людей при пожаре», - прокомментировал Пискарев.
«Законопроектом предлагается вернуть органам государственного пожарного надзора возможность согласовывать соблюдение требований пожарной безопасности в зданиях, которые еще только предполагается построить – на уровне разработки градостроительной и проектно-сметной документации на строительство, а затем и на всех этапах строительства, реконструкции, расширения и технического переоснащения зданий», - отметил Пискарев.
Пискарев подчеркнул, что именно специалисты МЧС России при выяснении причин пожаров, при разборе завалов выявляющие допущенные строителями нарушения, могут и должны контролировать соблюдение установленных правил, выявлять и предупреждать отступление от них при монтаже различных систем и не допускать подмены строительных материалов на более дешевую и небезопасную продукцию на этапе еще проектирования и строительства.
При подготовке законопроекта ко второму чтению отдельными федеральными органами исполнительной власти, рядом депутатом высказывались опасения, что предлагаемые меры приведут к усилению административного давления на бизнес, увеличению числа бюрократических процедур. «Да, мы должны этого избегать, но не за счет экономии на безопасности людей. Уровень пожарной безопасности должен быть самым высоким», - заявил он. По его словам, необходимо предусмотреть гласность и прозрачность проводимых проверок.
«Мы должны сделать все, чтобы люди, приходя в театр, дворец спорта или торгово-развлекательный комплекс, чувствовали себя защищенными и могли комфортно отдохнуть, не беспокоясь ни за свою жизнь, ни за жизнь своих детей», - подытожил он.
Первый заместитель Председателя комитета Эрнест Валеев сообщил, что при подготовке ко второму чтению законопроекта в комитет поступило уже 27 поправок, в том числе предложенных депутатами фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
«Например, предложения депутатов Николая Гончара, Павла Завального, Игоря Сапко и др. касаются установления понятия «объект с массовым пребыванием людей» «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Мы предлагаем поддержать данные поправки. На наш взгляд, важно определить круг объектов, на которые будет распространяться особый порядок надзора», - сказал Валеев.
Поправки Александра Василенко и Михаила Терентьева, касающиеся порядка согласования градостроительной документации, уточнения перечня мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, будут учтены, сообщил первый замглавы комитета.
«Предложения депутата Юрия Березуцкого относительно обучения руководителей и работников частных охранных предприятий, считаю, необходимо учесть, но они требуют юридико-технической доработки. Практика показывает, что действия частных охранных структур при пожарах зачастую неверны», - констатировал он.
По словам Валеева, ряд других предложений требуют дополнительного обсуждения. Также были учтены поправки, разработанные представителями других фракций Госдумы.