Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Состоялось совещание руководства Государственной Думы со статс-секретарями федеральных министерств и ведомств

Состоялось совещание руководства Государственной Думы со статс-секретарями федеральных министерств и ведомств
Встреча прошла в преддверии отчета Правительства о работе за 2024 год.

В совещании приняли участие Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин, его заместители, председатели комитетов ГД, а также представители Совета Федерации. 

Обсуждались вопросы синхронизации законотворческого процесса, а также планы совместной работы на перспективу. 

Отчет Председателя Правительства в Государственной Думе запланирован на конец марта.

По мнению Володина, Правительству вместе с Государственной Думой удалось выстроить конструктивные отношения, реализуя эффективные форматы взаимодействия.

«Наши отношения развиваются и становятся другими по содержанию. Это очень важно в целом для страны, потому что повышается качество власти, ее эффективность. А в Государственной Думе мы выходим на подготовку более качественных законопроектов. Это итог совместной работы», — считает спикер.

Правительство – ключевой партнер Госдумы в вопросах законотворчества, отметил Председатель ГД. По его словам, инициатором порядка 50% принятых законов был именно кабинет министров. 

«Мы многое сделали с вами, расчищая долговые обязательства, чтобы законы заработали. Но мы не должны успокаиваться. Надо выходить на те нормы, которые есть в наших регламентах, подумать, как сделать все, чтобы росло качество принимаемых законов», — сказал Володин.

Особо внимание было уделено реализации Послания Президента Федеральному Собранию. Как подчеркнул Володин, недопустима ситуация, «когда год прошел, но Послание не реализовано» из-за задержки со стороны ряда министерств. 

«Считаем просто невозможным отношение, когда задерживают внесение законодательных инициатив в части исполнения Послания Президента. У нас несколько законодательных инициатив до сих пор от Правительства не поступили. Это неправильно, — заявил Председатель ГД. — Мы все — Федеральное Собрание, Правительство, которое Государственная Дума формирует и утверждает, — должны работать на задачи, поставленные Президентом. Мы на это обращаем внимание Правительства». 

Он подчеркнул, что депутаты будут «настаивать на своей точке зрения и требовать исполнения посланий Президента».

«В приоритете нашей работы были и остаются проекты федеральных законов, направленные на исполнение отдельных поручений Президента», — отметил первый заместитель Председателя ГД Александр Жуков

Он уточнил, что во исполнение Послания 2024 года в части его законодательного обеспечения принято более 70 законов. 

Первый вице-спикер также обратил внимание представителей Правительства на важность своевременного направления в Госдуму отзывов на законодательные инициативы. «Такие случаи бывают, когда мы без отзыва рассматриваем законопроекты, но это исключительный случай, особенно когда речь идет о принятии закона во исполнение Послания Президента», — добавил Жуков.

Говоря об эффективности законотворческой работы, Председатель ГД обратил внимание на ряд моментов. По его словам, необходимо стремиться к увеличению числа законов прямого действия. 

«Порядка 64 % — средний показатель количества принимаемых законов прямого действия. Все остальное отсылочные нормы. Это не законы в классическом понимании», — пояснил Володин.

Он также обратил внимание на практику, когда концепция законопроекта после рассмотрения в первом чтении и в процессе подготовки ко второму меняется до неузнаваемости. «Нам надо от этого уходить», — сказал спикер.

Кроме того, по его мнению, следует пресекать практику, когда на стадии рассмотрения законопроекта во втором чтении в него вносятся поправки, которые не обсуждаются публично. 

«Признание проблемы во многом определяет ее решение. И мы должны, осознавая это, сделать все, чтобы в своей зоне ответственности достичь результатов», — подчеркнул Председатель ГД.

Что касается парламентского контроля, то, по словам Володина, это важный блок полномочий Государственной Думы. «Мы должны здесь с вами, развивая отношения, повышая их качество, выйти на системную работу, где парламентский контроль будет нормой», — добавил он.

В качестве примера председатель комитета по контролю Олег Морозов отметил ряд случаев, когда Государственная Дума вмешалась в работу Правительства по разработке нормативно-правовых актов: по инициативе депутатов был изменен проект приказа Рособрнадзора о порядке сдачи экзамена по русскому языку детьми мигрантов при зачислении в образовательные учреждения и постановление Правительства по диапазонам дифференцированных тарифов на электроэнергию для граждан. 

Также глава комитета рассказал о проведенном анализе по исполнению рекомендаций, которые готовит Государственная Дума по итогам проведения «правительственных часов»: из 1116 рекомендаций 85% адресовано Правительству. Морозов обратился к Дмитрию Григоренко с просьбой взять на контроль их исполнение. 

«Понятно, что большинство этих рекомендаций находятся под контролем, исполняются. Но наш анализ показывает, что бывает и так, что эти рекомендации по разным причинам не выполняются, контроль за ними осуществляется недостаточно, а в некоторых случаях эти рекомендации переходят из одного решения в другое», — добавил глава комитета по контролю.

И депутаты, и министры должны осознавать свою ответственность, подчеркнул Володин. 

Цена несистемного подхода высока. Председатель ГД напомнил: накануне в Государственной Думе в ходе правительственного часа обсуждались вопросы качества образования.

«Без качественного образования невозможно достичь развития. Только после того, как начинает расти качество образования, возникают технологии. Технологии не появятся на пустом месте. Поэтому, когда начинаем рассуждать об искусственном интеллекте, роботов начинаем показывать до того, как решим ключевые проблемы в сфере образования, — это несистемно. Мы ставим телегу впереди лошади», — отметил Володин.

«В начале качество образования, потом технологии. После создания технологий начинает расти экономика. И все приводит к развитию государства. Так что вопрос повышения качества образования становится стратегическим, и нам необходимо навести в этой сфере порядок», — добавил Председатель ГД.

По его мнению, «надо более серьезно относиться к исполнению своих обязанностей, понимая вызовы». «Мы отвечаем за очень многое. И, осознавая это, должны сделать все для того, чтобы в своей зоне ответственности достичь результатов, в данном случае – повышения качества принимаемых законов, их эффективности, а значит — изменения жизни людей к лучшему», – заметил спикер.

«Важно, что этот разговор проходит в преддверии отчета Правительства, чтобы снимать накопившиеся вопросы. А когда уже придет Председатель Правительства, нам необходимо говорить о целеполагании, о достижении задач, которые ставит Президент», — заключил Володин.

Заместитель Председателя Правительства — руководитель аппарата Правительства Дмитрий Григоренко поблагодарил депутатский корпус за конструктивное взаимодействие. 

По его словам, Правительство в последние годы сосредоточилось на повышении исполнительской дисциплины, и прошлый год стал рекордным с точки зрения выполнения этой задачи. 

«При этом мы постоянно совершенствуем взаимодействие с парламентом, и сегодня ключевой акцент сделан на качестве принимаемых законов. Для достижения этой цели мы систематизировали работу – выделили приоритетные законопроекты. Например, в текущую весеннюю сессию одним из таких приоритетов для Правительства и депутатов стал законопроект по борьбе с телефонным и интернет-мошенничеством. Его цель – с одной стороны, предоставить гражданам эффективные инструменты для самозащиты, а с другой – лишить мошенников возможности использовать их схемы обмана», – отметил Григоренко.

В 2024 году Правительство достигло рекордных показателей исполнительской дисциплины в части подготовки законопроектов и нормативных актов, подчеркнул вице-премьер. По его словам, по итогам прошлого года 99 % законопроектов были внесены на рассмотрение в Государственную Думу в срок, в 2023 году этот показатель составлял 95 %, а в 2022 году – 84 %.

В завершение Григоренко отметил, что приоритетом остается задача по увеличению количества законопроектов прямого действия и сокращению числа подзаконных актов. Все чаще меры вписываются непосредственно в законы, что упрощает их применение и повышает эффективность правового регулирования. В частности, в результате проведения данной работы в 1,5 раза сократилось количество подготовленных Правительством подзаконных актов за последние четыре года, составив 1,3 тыс. актов в 2024 году.