Трудовой кодекс защитит права дистанционного работника
Госдума во вторник, 21 июля, рассмотрит законопроект «ЕДИНОЙ РОССИИ», модернизирующий трудовой законодательство в части защиты прав удаленных работников. Документ вводит в ТК РФ специальную главу о дистанционном труде и предусматривает все нюансы такой занятости в части рабочего места, личного времени, заработной платы и так далее. Авторами законопроекта выступили Председатель Госдумы Вячеслав Володин, Руководитель фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Госдуме Сергей Неверов, Первый заместитель Руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по законопроектной деятельности Андрей Исаев, Первый заместитель Председателя комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко («ЕДИНАЯ РОССИЯ») а также другие депутаты Госдумы и группа сенаторов.
Как напомнил, выступая перед началом пленарного заседания Первый заместитель Руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по законопроектной деятельности Андрей Исаев, проблема эта стала особенно актуальной в результате пандемии коронавируса. «По оценкам различных экспертов, до 6 млн человек были внезапно переведены на удаленную работу», - уточнил парламентарий.
Однако, по его словам, тема возникла еще задолго до этого: еще в прошлом году, выступая на генеральной конференции международной организации труда, лидер партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Дмитрий Медведев заявил о необходимости модернизировать трудовое законодательство в связи с изменением времени. «В результате нами при активном участии профсоюзов, работодателей, Министерства труда был подготовлен законопроект, который направлен, в первую очередь, на защиту прав удаленных работников. Он вводит три категории. Постоянных дистанционных работников – тех, кто пришел на работу, оформил трудовой договор и на постоянной основе работает дистанционно. Временных удаленных работников – тех, кто приходил, устраивался на работу на стационарное место, но в силу объективных причин, таких, как пандемия или других, был временно переведен на удаленную работу. И комбинированная работа, которая включает в себя сочетание удаленной и стационарной работы работника», - пояснил Исаев.
Новации ТК
Как отметил депутат, законопроект устанавливает и впервые вводит в законодательстве такое понятие, как неприкосновенность личного времени работника и право быть «офлайн»: «Вы знаете, что многие работники жаловались, что после их перевода на «удаленку» работодатели беспокоили их звонками и сообщениями в любое время дня и ночи. Мы закрепляем график взаимодействия, право работников быть «офлайн».
«Существенно расширяются права трудящихся, их коллективные права. Значительное количество норм вступает в силу после согласования с учетом мнения выборного профсоюзного органа первичной профсоюзной организации. Значительное количество норм регулируется коллективными договорами и соглашениями», - добавил парламентарий.
Также, как отметил Исаев, в документе постарались защитить заработную плату работников, переведенных на удаленный труд.
Плод коллективного труда
«ЕДИНАЯ РОССИЯ» организовала общероссийское обсуждение законопроекта. На сегодняшний день поступило 98 отзывов – 50 от законодательных органов субъектов Федерации, 48 - от исполнительных. Все поддерживают принятие законопроекта в первом чтении, но нам предстоит еще серьезная работа по его доработке ко второму чтению, отзывы продолжают поступать», - сказал Исаев.
В свою очередь, Первый заместитель Председателя комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Михаил Тарасенко отметил, что важность разработки соответствующего законопроекта отмечал и Президент России Владимир Путин. В ходе прошедшего 27 апреля совещания о состоянии рынка труда Президент обратил внимание на то, что большое количество людей работает удаленно, и наверняка есть какие-то нерегулируемые нормативные моменты.
«1 мая Председатель партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Дмитрий Анатольевич Медведев, проводя совещание по социально-трудовой проблематике, поставил перед фракцией задачу разработки соответствующего законопроекта, которая была реализована», - напомнил депутат.
Тарасенко также рассказал, что для проработки данного законопроекта была создана рабочая группа с участием социальных партнеров, представителей Минтруда, представителей объединения профсоюзов и объединений работодателей.
«Безусловно, всякий дистанционный труд – это удаленный труд. Но далеко не всякий удаленный труд – это дистанционный труд», - подчеркнул депутат.
Как он пояснил, заложенная в 2013 году идеология дистанционного труда – это идеология, прежде всего, фрилансерства: «Это самозанятые люди, которые предлагают свои знания для организации соответствующего продукта – товара или услуги. И не случайно еще в 2013 году, когда жестко действовали все нормы трудового законодательства в части трудовых книжек, им уже было дано право включать либо не включать свою работу в трудовую книжку.
Им были даны достаточно широкие права в отношении организации своего рабочего времени, времени отдыха».
Принципиальные подходы
Депутат отметил, что в ситуации самоизоляции, когда многие оказались переведены на «удаленку», «возникла проблема: многие работодатели посчитали, что точно так же, как на дистанционной работе, человек в любое время должен находиться на работе». «Однако люди, которые переведены на удаленный труд – в общей массе это люди, работающие в коллективе. Они просто сменили офис: они работают из дома, используя те же самые средства. И если работу дистанционного работника, прежде всего, оценивают по личному результату, то многие работники, такие, как экономисты, плановики, бухгалтеры, диспетчеры, логисты – их работа оценивается только в комплексе, только в коллективе», - пояснил Тарасенко.
Все озвученные проблемы, по словам депутата, законодатели постарались отразить в законопроекте. Было выражено общее мнение всех социальных партнеров в ходе подготовки законопроекта к первому чтению о том, что надо делать отдельную главу по удаленному труду.
«И в постановлении, которое сегодня будет комитетом предложено к рассмотрению на пленарном заседании, нашли отражение все озвученные подходы», - добавил Тарасенко.
Он добавил, что после принятия в первом чтении документ будет широко обсуждаться, во втором и третьем чтениях он будет рассмотрен в осеннюю сессию.