Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

В Думе прошел «правительственный час» с участием министра просвещения РФ Сергея Кравцова

Министр просвещения Сергей Кравцов в своем выступлении отметил, что главная цель министерства – создать единое образовательное пространство. Кроме того, разработанные программы задают единый подход в преподавании истории, литературы, обществознания – дисциплин, которые формируют сознание молодого поколения.

Особое внимание будет уделяться учебникам: предлагается изменить порядок формирования соответствующего перечня, сообщил министр. «В ходе экспертиз специалисты особенно внимательно отнесутся к ценностям, смысловым вопросам. Здесь абсолютно неприемлемы разрушительные, дикие для нашего многонационального общества вещи, такие как расизм, отрицание значимости семьи и многие другие. Мы обязаны и будем защищать наших школьников от псевдоценностей», – подчеркнул он.

Говоря о важности преподавания истории, он сообщил, что события сегодняшнего дня – специальная военная операция, вхождение в состав России новых регионов – будут отражены в учебниках по истории. Кравцов также отметил, что в преподавании и всеобщей, и отечественной истории сегодня преобладает европоцентричный подход. «Пора выправить этот давно возникший перекос», – обратился он к депутатам.

В следующем году будет ликвидирована третья смена в школах, сообщил министр, а к 2024 году в каждой школе России будут созданы театр и спортивный клуб. 

Также в своем выступлении Кравцов затронул тему образования на новых территориях. «В каждом новом регионе будут созданы педагогические университеты федерального подчинения, которые в своей структуре будут иметь институты повышения квалификации учителей и педагогические колледжи», – сообщил министр. 

Для новых регионов разработаны соответствующие методические документы, установлен пятилетний период для перехода на российские образовательные стандарты, уточнил он. 

«Ключевая задача – выравнивание качества образования в новых субъектах Российской Федерации: в частности, введение в учебные планы курса «Моя история», который устранит тотальное незнание истории, те вопиющие провалы и подмены, которых много было в украинских программах, например о мифической стране Гетманщина, которой никогда не было», – уточнил министр.

Председатель ГД Вячеслав Володин сообщил, что депутатами подготовлен и внесен законопроект о возможности передачи школ на региональный уровень. Он напомнил, что уровень муниципальных школ «очень разный». «Есть областные центры, где есть возможность развивать школы. А есть сельские районы. У нас в сельских районах 56 % школ из почти 40 тыс.», - добавил Володин.

Он также выразил надежду, что до конца года удастся выйти на принятие поправок: «Мы постараемся рассмотреть законодательную инициативу, несмотря на то что она совместного ведения, и выйти на принятие, учитывая, что у нас практически все депутаты поддержали».

«Будет расти качество образования — значит, в результате будут наши отечественные технологии, будет развиваться экономика и все будет хорошо. Если качество образования не будет повышаться, возникнут проблемы», — подчеркнул Председатель ГД.

Глава комитета по контролю Олег Морозов в своем выступлении отметил положительные сдвиги в области импортозамещения в сфере образования. «Доля средств на закупку школьного оборудования отечественного производства составляет в рамках нацпроекта более 70%, а в части компьютерного оборудования – 95%», – рассказал он.

При этом парламентарий обратил внимание на то, что оценка гражданами положения дел в системе образования остается критической. «И каждый депутат, приезжая в свой регион, это остро ощущает», – подчеркнул Морозов, добавив, что, по данным ВЦИОМ, более 40 % граждан недовольны качеством школьного образования.

«Есть заметное нарастание некоторых негативных тенденций: например, увеличивается наполняемость классов и число обучающихся в расчете на одного учителя, продолжает нарастать дефицит педагогических кадров, особенно заметный от региона к региону», – заявил председатель комитета по контролю.

«Советский школьный учитель, по мнению американцев, переиграл их в борьбе за космос. У российского учителя сегодня задача сложнее: он должен сформировать поколение, которое в жесточайшей борьбе обеспечит достойное место России в современном мире», – заключил Морозов.

Председатель комитета по просвещению Ольга Казакова напомнила, что недавно ГД был принят закон о единых федеральных основных общеобразовательных программах. «Сейчас, на стадии формирования образовательных программ, мы должны взять на контроль их содержание, прежде всего касающееся Великой Отечественной войны», – предложила парламентарий.

Также, по ее мнению, «сегодня страна остро нуждается в специалистах рабочих профессий». «Нужны федеральные решения: системная программа модернизации, капитального ремонта, преобразования мастерских профтехучилищ, чтобы условия там не уступали вузовским», – сказала Казакова.

Вице-спикер Петр Толстой от лица фракции «Единая Россия» поблагодарил Кравцова за содержательный диалог и за усилия министерства в направлении ценностного содержания образования. «Мы поддерживаем министра в идее усиления в школах ценностного, нравственного, исторического просвещения, - заявил он. - И надеемся, что процесс избавления нашего образования от разного рода привнесенных методик продолжится».

Зампред ГД также отметил, что «одним махом отказаться от ЕГЭ не получится». «Но с чего-то нужно начинать, - заметил он. - Например, оставить обязательную сдачу ЕГЭ только для тех выпускников, которые планируют продолжать обучение по направлениям среднего профессионального и высшего образования», - указал Толстой. 

Парламентарий также считает, что назрела необходимость передачи ряда полномочий в сфере образования с муниципального уровня на уровень регионов. «Об этом было много сказано. Я просто хочу отметить, что главам регионов гораздо проще забрать благополучные школы из областных центров на уровень регионов чем брать сельские школы. И за этим мы должны установить парламентский контроль», - подчеркнул вице-спикер.