Депутаты предложили разработать для регионов единые методические рекомендации по соцподдержке лиц предпенсионного возраста
В среду, 20 марта, в Государственной Думе прошел «правительственный час» с участием министра труда и социальной защиты РФ Максима Топилина. Выступая от комитета Госдумы по контролю и Регламенту, член комитета, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Дмитрий Сватковский обозначил ключевые направления работы в области социальной защиты и занятости, пенсионного обеспечения, повышения доходов населения.
«Сегодня прошел ровно месяц с момента, как прозвучало Послание Президента Федеральному Собранию, большая часть которого была посвящена вопросам социальной направленности, повышения качества жизни людей. Основные задачи обозначены и в майском Указе Президента», - напомнил парламентарий.
По его мнению, сегодняшнее обсуждение – еще одна возможность более эффективного продвижения в решении задач, поставленных Президентом РФ.
Мониторинг социальной направленности
В рамках парламентского контроля комитет осуществляет мониторинг хода разработки, а также сроков принятия нормативно-правовых актов (НПА), рассказал Сватковский. «По 13 законам, которые были приняты Государственной Думой, запланированы к утверждению 42 НПА. Первоначальные сроки разработки были перенесены, для половины из них», - отметил он.
По словам парламентария, в сравнении с другими органами исполнительной власти Минтруда в сфере разработки нормативно-правовой базы «выглядит в целом благополучно». «Закрыты вопросы по предыдущим годам, в том числе полностью выпущены НПА по 350-ФЗ («О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»)», - отметил Сватковский.
«Однако перенос сроков с 2018 на 2019 год, связанный с вопросами межведомственного согласования, вызывает беспокойство. В соответствии с поручением Председателя Госдумы данный вопрос находится на контроле нашего комитета. Мы готовы информировать ГД по результатам проводимой нами работы», - заявил депутат.
Соцподдержка лиц предпенсионного возраста
Говоря о вопросах пенсионного обеспечения граждан, Сватковский сообщил, что комитетом совместно с Московским государственным юридическим университетом им. О.Е. Кутафина был проведен мониторинг правоприменения 350-ФЗ.
«По итогам мониторинга мы можем отметить следующие три проблемы. Первое. Отсутствие понимания в регионах такого адресата мер социальной поддержки, как лица предпенсионного возраста. Во многих региональных актах, к сожалению, речь идет о разных категориях. Второе. Отсутствие единого перечня самих социальных преференций. Только в 45 сохраняются в полном объеме ранее представленные льготы. Третье. Различие в объемах мер социальной поддержки. В разных субъектах совершенно разный размер ежемесячных пособий», - сказал парламентарий.
В связи с этим министерству предлагается разработать единые методические рекомендации по данной проблеме и в кратчайшие сроки принять меры, чтобы довести их до субъектов, отметил депутат.
Дополнительной проработки, по его словам, требует вопрос пенсионного обеспечения северян. «Как вы знаете, сохранены пенсионные возрастные гарантии для 55% взрослого населения – это пенсионеры, коренные малочисленных народы, работающие во вредных условиях труда, а 45%, к сожалению, осталась не охваченной, и большая часть из них составляют дети от 0 до 18 лет. Предварительная оценка говорит, что это 1 млрд рублей», - сказал Сватковский.
Еще один проблемный вопрос – надбавки для селян. «Граждане, которые переехали в силу возраста и состояния в город или в поселки городского типа, лишились при переезде права на 25-типроцентную надбавку, - пояснил парламентарий. – Аналогичная ситуация возникает с селянами при преобразовании сельских территорий в городские округа».
«Предлагаем вернуться к обсуждению данных проблем и постараться найти пути их решения», - сказал Сватковский.
Вопросы занятости и повышения доходов
Депутат также остановился на вопросах занятости, обозначенных в докладе главы Минтруда. «Мы видим, что средний уровень безработицы в 2018 году составил 4,8%. В целом, показатель благоприятный, но на наш взгляд, вследствие архаичности рынка есть недостаток высокотехнологичных рабочих мест. И крайне серьезной является проблема занятости молодежи», - отметил Сватковский.
Отдельно парламентарий затронул тему падения реальных доходов населения. «На протяжении нескольких лет мы наблюдаем, что зарплаты и пенсии растут, как минимум не падают, а доходы населения уменьшаются. Также наблюдается снижение доли доходов, использованных на сбережения, растут задолженности физических лиц по кредитам. Мы считаем, что решение невозможно найти, если мы не понимаем причин этих проблем. А причины требуют глубокого анализа», - заявил он.
По мнению Сватковского, особое внимание надо уделить вопросам социальной поддержки семей с детьми. «В целом домохозяйства с детьми до 16 лет составляют более 60% от численности малоимущих домохозяйств, - заметил депутат. – А если мы посмотрим на домохозяйства, где есть дети до 18 лет, то мы увидим свыше 75%, которые относятся к малоимущим. Наш анализ показывает, что в трудном материальном положении находятся именно семьи с детьми от 1,5 до 7 лет».
Задачи требуют нестандартных решений
Проведенный комитетом анализ представленных мер и мероприятий позволяет сделать следующие выводы.
Решение поставленных в Послании и в майском Указе Президента задач требует нестандартных подходов, прорывных идей, и только монетарными методами эти проблемы не решить, полагает Сватковский.
Кроме того, необходимо повысить эффективность межведомственного взаимодействия. «Вопросы занятости не решаются без решения вопросов экономики, а повышение благополучия невозможно без доступа к образованию, здравоохранению и жилью», - пояснил парламентарий.
С учетом особенностей специфики регионов требуется разнообразие подходов и механизмов. «К сожалению, единой, универсальной технологии сегодня нет», - констатировал Сватковский.
По его словам, для принятия выверенных решений требуется «коллективное обсуждение, всесторонняя предварительная проработка и учет самых разных мнений, подходов».
«Комитет наработал положительную практику мониторинга правоприменения федеральных законов, который будет продолжен по уже принятым и принимаемым ГД законам. На контроль планируем взять вопросы пенсионного обеспечения, занятости, социальной поддержки граждан РФ. Ведь цель – это благополучие всех граждан нашей страны», - заключил Сватковский.