В Госдуме предлагают снять лимиты с выплат по ОСАГО при оформлении ДТП по европротоколу
С 1 июня 2018 года вступает в силу первая часть поправок в закон об ОСАГО, касающаяся европротокола. Лимит выплат по нему увеличивается. Максимальная сумма, на которую сможет рассчитывать пострадавший в аварии при оформлении ДТП без ГИБДД - 100 тысяч рублей. До 1 июня этот лимит составляет 50 тысяч рублей.
Европротокол можно будет оформить даже при наличии разногласий у водителей в части виновности происшествия. Но для того, чтобы оформить аварию без вызова ГИБДД потребуется наличие в машине спутниковых систем ГЛОНАСС или специального мобильного приложения.
Первый заместитель Председателя комитета ГД по госстроительству и законодательству, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Вячеслав Лысаков считает неоправданным установление лимитов по выплатам ОСАГО, так как это психологически сдерживает автомобилистов самостоятельно оформлять европротокол.
Депутат, комментируя вступающие в силу поправки, напомнил, что изначально ОСАГО задумывалось как социальный проект. «Он должен был стимулировать водителей на законопослушное поведение, - подчеркнул он. – Это так называемая система бонус-малус, когда аккуратным водителям стоимость полиса снижается, а нарушителям повышается».
По мнению парламентария, российские страховые компании восприняли ОСАГО только как коммерческий проект. «Сегодня их задача заключается в том, чтобы собрать денег как можно больше, а отдать как можно меньше. Ни о какой справедливости речи нет. Страховые компании в настоящее время требуют самостоятельно устанавливать цены на полисы ОСАГО, создавая тем самым социальную напряженность в стране», - подметил он.
В этом депутат видит основную проблему. «Средние выплаты по ОСАГО в России совсем недавно были 27 тысяч рублей, - отметил Лысаков. – Сегодня порядка 64 тысяч. В связи с этим возникает логичный вопрос: зачем вообще устанавливать лимит выплат и ограничивать его 100 тысячами?».
При этом он напомнил, что в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области действует пилотный проект – в этих регионах лимит уже сегодня установлен в размере 400 тысяч рублей.
«Среди водителей мало найдется специалистов, способных оценить, например, стоимость разбитой фары или бампера, то есть самостоятельно установить ущерб от аварии, - заметил парламентарий. – Поэтому лимит психологически сдерживает автомобилистов оформлять европротокол, толкает их вызывать сотрудников ГИБДД, создавая тем самым многокилометровые пробки. К сожалению, РСА не поддерживает наше предложение по снятию лимитов. Это в свою очередь приводит к тому, что сегодня европротоколом пользуется очень ограниченная часть водителей».
Лысаков считает, что сотрудникам ГИБДД нужно директивно запретить выезжать на страховые случаи, если там нет жертв или тяжких телесных повреждений. «При небольших ДТП отношения водителей находятся в гражданско-правовой плоскости – между ними и страховыми компаниями, - утверждает он. – Поэтому государство в лице ГАИ к этому не должно иметь никакого отношения».
Первый заместитель Председателя комитета ГД по транспорту и строительству, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Виталий Ефимов также опасается серьезного повышения стоимости полисов ОСАГО после увеличения лимита по европротоколу.
«Уже сегодня страховщики требуют повысить стоимость ОСАГО на 20 процентов, - заявил парламентарий. – Вместе с тем, даже без этого повышения Центробанк толком не может нам пояснить, куда ежегодно уходят 30 млрд рублей дополнительных сборов по ОСАГО. Одни отписки, якобы, страховые компании проводят какие-то исследования».
«Мы постоянно говорим о том, что не будем повышать налоги, а неналоговые платежи постоянно увеличиваются», - заметил депутат.
Депутат указывает также на то, что оборудование автомобиля специальными системами на основе ГЛОНАСС потребует от его владельца дополнительных расходов. «Что значить оборудовать автомобиль системой ГЛОНАСС? Это дополнительные расходы для автовладельца – порядка 20-30 тысяч рублей без установки прибора», - считает он.
Еще одну проблему первый зампред думского комитета по транспорту видит в запрете устанавливать на гарантийные машины дополнительное оборудование. «На новые иностранные машины, которые находятся на гарантии, нельзя устанавливать дополнительное оборудование, в том числе, систему ГЛОНАСС. То есть в этой части также необходимо принимать дополнительные решения», - заключил Ефимов.
Кроме того, по его замечанию, РСА до сих разрабатывает мобильное приложение «ДТП. Европротокол», и непонятно, когда оно начнет действовать.