В Госдуме РФ прошли большие парламентские слушания по вопросам развития системы высшего образования
В Государственной Думе под председательством Вячеслава Володина прошли большие парламентские слушания по вопросам развития системы высшего образования в РФ. Председатель ГД считает, что по ряду специальностей необходимо предусмотреть обучение исключительно в очном формате. «Диванное образование, допустим, в сфере подготовки врачей, летчиков, инженеров может привести к плохим последствиям. Надо прямо об этом говорить», — отметил он, обращаясь к главе Минобрнауки РФ Валерию Фалькову.
В ходе слушаний министр отметил, что будущее высшего образования связано с очным форматом обучения, поскольку он обеспечивает качество. Володин поддержал министра. «Не ходи на занятия, соответственно, дистанционно получай образование — в итоге мы столкнемся с тем же казусом, как бакалавриат и магистратура», — отметил Володин.
Он также подчеркнул, что вузам сегодня необходимо нести ответственность за качество образования, которое они дают. «У нас есть достаточно еще образовательных учреждений, которые открывают филиалы, где в рамках, допустим, технического вуза преподают, вернее, выдают дипломы по юридическим специальностям. Там, где нет никаких условий для проведения занятий, фактически штампуют дипломы. Поэтому, когда речь идет о свободе и полномочиях, все-таки здесь надо говорить об ответственности», — подчеркнул Володин.
Заместитель председателя ГД Петр Толстой заявил о том, что уже в осеннюю сессию парламентарии могут выйти на принятие законодательных решений, которые меняют принципы высшего образования и образования в целом в нашей стране.
«Реформа образования, которая вписала Россию в болонскую систему, сегодня является самой неудачной из всех реформ, - сказал он. - Она вообще не опиралась на национальную систему образования, просто копировала западную методологию. Она не несет в себе никакой идеи, никакой идеологии и никакого образа будущего. Просто взяли правила и применили их к такой огромной отдельной цивилизации, как наша Россия».
По его словам, кроме идеи признания наших дипломов за рубежом, болонская система потеряла актуальность, потребности экономики, потребности страны, потребности общества. «До сих пор никто не знает, сколько каких специалистов нужно, - заметил вице-спикер. - Конечно, у нас не плановая экономика, но никто не понимает, зачем детям получать образование, если оно не востребовано в экономике. Зачем мы плодим такое количество людей, которые потом работают не по специальности?».
«Идеи, ради чего человек должен учиться, чему он должен служить, гражданской позиции, к сожалению, нет ни у преподавателей, ни у студентов», — заметил Толстой.
Он призвал снижать зависимость российских ученых от мнения западного научного сообщества и оценивать их достижения по наличию зарубежных публикаций.
Первый зампред комитета по науке и высшему образованию Александр Мажуга отметил, что ключевой вопрос, который необходимо рассматривать при реформировании системы высшего образования, — это гибкость образовательных программ, практикоориентированность, вопросы академической мобильности.
«Самое главное — чтобы наши преподаватели работали комфортно и продуктивно. Важно обратить внимание на нормативы педагогической загрузки. Наша задача — снять все возможные законодательные, бюрократические барьеры, создать условия для устойчивого развития этой сферы», — заключил парламентарий.