Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Василий Пискарев: Комплексное формирование антикоррупционного правосознания – базовый элемент антикоррупционной политики государства

Василий Пискарев: Комплексное формирование антикоррупционного правосознания – базовый элемент антикоррупционной политики государства

В понедельник, 9 декабря, по инициативе ООН отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Василий Пискарев дал развернутый комментарий парламентским журналистом о том, какие изменения в законодательстве произошли в последнее время и над какими новыми законами в этой сфере работает возглавляемый им комитет.

«Не открою секрета, коррупция – нравственный порок, фактор, который снижает уровень государственного управления, подрывает доверие граждан к власти. А без доверия людей рассчитывать на перспективы развития любого общества невозможно», - почеркнул Пискарев.

За последнее десятилетие, рассказал глава думского комитета, парламентом России во взаимодействии со всеми заинтересованными ведомствами, институтами гражданского общества проделана обширная работа по формированию законодательной базы, как в сфере профилактики коррупционных правонарушений, так и в области ответственности за их совершение.

Он отметил, что антикоррупционная работа в стране активизировалась после ратификации в 2006 году Конвенции по борьбе с коррупцией. Достаточно сказать, что если с 1991 по 2008 годы в рассматриваемой сфере было принято девять нормативных правовых актов, то с 2008 года – более ста. Примерно половина из них – федеральные законы. 

Василий Пискарев рассказал, что после 2008 года вектор развития государственной антикоррупционной политики сместился в сторону именно профилактики коррупции.

Это правильно, считает парламентарий, так как важно не допустить совершения коррупционных преступлений, которые, как правило, несут за собой серьезные экономические потери, как для государства, так и для граждан и, что самое главное морально-нравственные издержки. А их устранить гораздо сложнее.

По словам Василия Пискарева, за короткий период времени была сформирована система обязанностей, ограничений и запретов для лиц, замещающих должности в органах государственной власти, местного самоуправления, которая позже была распространена и на руководство коммерческих и некоммерческих организаций с участием государства.

Глава комитета Госдумы подчеркнул, что также были введены нормы, связанные с урегулированием конфликта интересов, в отношении депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Этот закон принят совсем недавно.

А всего за время работы Государственной Думы седьмого созыва только Комитетом по безопасности и противодействию коррупции подготовлены к принятию Государственной Думой десять федеральных законов.

Василий Пискарев напомнил некоторые из них.

В частности, изменениями в законодательстве парламентарии наделили глав субъектов Российской Федерации полномочиям и по профилактике коррупционных правонарушений, и по увольнению чиновников за совершение коррупционных правонарушений всех уровней власти субъекта федерации.

Для лиц, ранее уволенных в связи с утратой доверия, в государственной информационной системе создан соответствующий реестр. 

Для всех лиц, подлежащих антикоррупционному контролю, установлен единый срок давности применения взысканий за коррупционные правонарушения. (Если ранее он составлял шесть месяцев, то теперь увеличен до трех лет.)

Кроме того, контроль за расходами чиновника сохраняется и после его увольнения или освобождения от должности.

Также предусмотрена возможность взыскания с коррупционера денежного эквивалента стоимости незаконно нажитого недвижимого имущества в случае его отчуждения.

На Генеральную прокуратуру РФ возложены функции уполномоченного органа по взаимодействию с компетентными органами иностранных государств по розыску счетов чиновников, находящихся за рубежом в иностранных банках.

А 5 декабря ГД принят федеральный закон, которым урегулирован порядок участия должностных лиц органов власти всех уровней (федеральных, региональных и органов местного самоуправления) в управлении некоммерческими организациями на безвозмездной основе.

Так же введена норма, которая исключит уклонение чиновника от ответственности за совершение коррупционного правонарушения доставшись истечения срока давности на больничном или в длительной командировке.

С возникновением новых правовых рычагов, правоохранительные и контролирующие органы стали работать эффективнее, – отметил Василий Пискарев.

Он подчеркнул, что сегодня к ответственности привлекаются не только рядовые исполнители, но и высокопоставленные должностные лица субъектов Российской Федерации и федеральные чиновники, включая сотрудников правоохранительных органов.  

По имеющимся статистическим данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации за период 9 месяцев 2019 г. выявлено более 188 тысяч нарушений законодательства о противодействии коррупции.  К дисциплинарной ответственности привлечено 47846 лиц.

В последние годы отработан механизм предъявления прокурорами в суд заявлений об обращении в доход государства имущества, приобретённого на незаконно полученные средства. В период с 2016 года направлено несколько десятков исков на сумму 25 миллиардов рублей, на 11,5 миллиарда рублей они уже удовлетворены      

В поимке казнокрадов правоохранители -  действительно преуспели, однако в вопросах возмещения причиненного коррупционными преступлениями ущерба предстоит еще много работать над дальнейшим совершенствованием правовых механизмов.

Глава комитета отметил, что в текущем году удалось добиться положительной динамики по возмещению ущерба, причиненного экономическими преступлениями. Однако, по направленным в суд делам возмещение составляло всего лишь 23,4%.

Василий Пискарев высказал уверенность, что именно полное возмещение ущерба, а также возвращение из-за рубежа средств и обращение в доход государства всего имущества, добытого преступным путем, - это самое эффективное средство против коррупции, так как устраняет саму цель этого преступления – наживу.

И сейчас прорабатывается законодательная инициатива, рассказал он, предусматривающая возможность обращать в доход государства денежные средства, полученные лицом, на которое распространяются антикоррупционные запреты и ограничения, если им не представлены сведения, подтверждающие законность получения этих денег.

Глава комитета напомнил, что по инициативе большой группы депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации принят и с 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон в соответствии с которым денежные средства, конфискованные в рамках борьбы с коррупцией, а также средства, полученные в результате реализации конфискованного имущества коррупционеров, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и направляются на выплату страховых пенсий. По мнению Василия Пискарева, это самое справедливое применение для таких денег, которое можно было бы придумать. 

Глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции обратил внимание журналистов на произошедшее этой осенью юридическое событие, которое не осталось не замеченным. 

Конституционный Суд России отклонил жалобы родственников осужденного за взяточничество бывшего полковника МВД Д.Захарченко и некоторых других, связанных с ним лиц, оспаривавших законность конфискации у них имущества, доказательства приобретения которого на собственные денежные средства они не смогли представить.

Это очень важное решение, поскольку появилась юридические механизмы максимально сузить возможности для легализации преступных доходов, - подчеркнул Василий Пискарев

Суд показал, подчеркнул парламентарий, что спрятать неправедные доходы и имущество, распределив их по родственникам и друзьям, уже не удастся. Это важный сигнал для тех, кто надеется что называется «проскочить». Лазейка закрылась.

Но для наведения порядка в этой сфере, подчеркнул Василий Пискарев, многое еще предстоит сделать. 

Показательна, по его словам, история со строительством космодрома «Восточный», где, как недавно выразился Президент, «воруют сотнями миллионов», и хищения продолжались даже и после возбуждения расследования десятков уголовных дел.

Это не первый, к сожалению, случай хищения бюджетных средств при осуществлении закупок работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, подчеркнул депутат.

По-прежнему госзакупки не являются прозрачными, не устранены возможности для сговора организаторов торгов и их участников, подготовки конкурсной документации под «конкретного» участника и создание искусственных барьеров для участия сторонних претендентов. Работу над дальнейшим совершенствованием законодательства о государственных закупках необходимо существенно активизировать, считает Василий Пискарев.

Он отметил, что в комитете по безопасности и противодействию коррупции соответствующие предложения имеются.  Например, рассказал парламентарий, предлагается установить в законе обязанность участников закупок раскрывать информацию о всех аффилированных лицах, в то время как сейчас, предоставляются сведения только о непосредственных учредителях и участниках. Это даст возможность исключить случаи, когда одно лицо имеет возможность определять решения двух и более участников торгов.

Кроме того, предлагается обязать конкурсные комиссии направлять сведения об участниках торгов в компетентные правоохранительные органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

Это даст возможность выявлять аффилированность участников либо друг с другом либо с организаторами торгов, а также иные сведения о их возможной противоправной деятельности.  И так далее.

При наличии таких сведений они могут направляться конкурсной комиссии либо прокурору для принятия мер по отмене торгов или признания их результатов недействительными.

На начальном этапе предлагаемая мера может быть реализована применительно к крупным государственным контрактам, например, на сумму более 500 млн рублей, а также к государственным оборонным заказам (такие меры уже предусмотрены в законодательстве, когда госзакупки осуществляются для стратегически важных объектов.)

Необходимо дальше активизировать работу по созданию действенной системы по розыску, аресту и возврату государству похищенных бюджетных средств. Например, предлагается наделить следователей правом наложения ареста на имущество, в т.ч. банковские счета, по всем коррупционным преступлениям – неотложно, по постановлению следователя, с последующим уведомлением суда и прокурора в течение 3 суток (в порядке ч.5 ст. 165 УПК РФ). И конечно, наделить органы дознания правом розыска имущества, подлежащего аресту, еще на стадии проведения оперативно-розыскных мероприятий либо проверки.

Отдельно Василий Пискарев высказался о необходимости повысить уровень антикоррупционного просвещения.

По его словам, неприятие нарушений закона должно воспитываться и в школах, и в высших учебных заведениях, и, конечно, на работе, и в семье.

В общественное сознание необходимо внедрить устойчивый иммунитет на отторжение коррупции как крайне негативного явления, которое разлагает не только устои государственности, но и уничтожает нашу духовность, культуру и нравственность, - подчеркнул глава думского комитета.

Поэтому комплексное формирование антикоррупционного правосознания – базовый элемент антикоррупционной политики государства. Кстати, эта задача обозначена Национальным планом противодействия коррупции на 2018-2020 годы, - заметил Василий Пискарев.

Он рассказал, что внесенный в начале октября в Государственную Думу проект поправок в статью 76 Федерального закона «Об образовании» - первый шаг в этом направлении. Законопроектом предусмотрено создание типовых дополнительных профессиональных программ антикоррупционной тематики.

Василий Пискарев высказал убеждение, что своевременным было бы пойти дальше и ввести в процесс среднего образования такой предмет, как основы антикоррупционной политики, а в высших учебных заведениях страны – новую дисциплину – антикоррупционное право.

«С коллегой Вячеславом Никоновым мы это обсуждали, он поддерживает», - пояснил парламентарий.

Чрезвычайно важно, подчеркнул Василий Пискарев, воспитать в нашем обществе нетерпимость к коррупционному поведению. Он подчеркнул важность сформировать у молодого поколения высокие моральные принципы и устои с юных лет, что обязательно станет опорой для исполнения принимаемых сегодня законов, и как следствие процветания нашей Родины.