Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Владимир Афонский: «Роскосмос» восстановит вертикаль управления ракетно-космической отрасли

Государственная Дума в первом чтении обсудила пакет президентских законопроектов о создании государственной корпорации «Роскосмос». Выступая от фракции, заместитель председателя комитета ГД по собственности Владимир Афонский отметил:

«Сегодня Дмитрий Олегович Рогозин представил пакет законопроектов о создании госкорпорации „Роскосмос“, внесенный на рассмотрение депутатов Государственной Думы Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным, и наделении ее бюджетными полномочиями главного распорядителя средств федерального бюджета, администратора, получателя бюджетных средств и государственного заказчика.

Законопроекты направлены, на наш взгляд, на систематизацию деятельности в ракетно-космической отрасли, централизацию, координацию управленческих решений, повышение качества и надежности, проведение единой технической политики, а также на развитие международных контактов. Важно отметить, что форма собственности — „госкорпорация“ позволяет, с одной стороны, представлять интересы государства и обладать его полномочиями в отдельных вопросах, а с другой, вести полноценную хозяйственную деятельность. В свою очередь, это дает возможность не только принимать и оперативно реализовывать важнейшие для отрасли решения, но и будет способствовать усилению роли, обновлению роли Роскосмоса на международных рынках.

Необходимость принятия законопроектов обусловлена серьезными трудностями в реализации в ракетно-космической отрасли поставленных государством задач, о чем Дмитрий Олегович в своем докладе сказал. Одной из причин сложившейся ситуации является частичная потеря управления со стороны государства, и как следствие, преобладание корпоративных интересов конкретных предприятий над стратегическими целями стратегического развития отрасли как составной части оборонно-промышленного комплекса РФ.

В этих условиях для преодоления имеющихся кризисных явлений в экономике одних только рыночных механизмов может оказаться недостаточно. Нынешняя ситуация в ракетно-космической отрасли является во многом непростой, — это порой изношенные архаичные производства, дефицит высококвалифицированных кадров, плохое финансово-экономическое состояние большинства предприятий. Это накладывает отпечаток на всю производственную цепочку, что не может не вызывать беспокойство. Нынешнее руководство отрасли прекрасно понимает эти проблемы. Подтверждением тому является проведенный аудит эффективности работы предприятий ракетно-космической промышленности, по итогам которого запущен пилотный проект финансового оздоровления и стратегической реструктуризации ФГУП Космического центра им. Хруничева. Мы считаем, что подобный опыт стратегических преобразований в случае своей состоятельности должен быть экстраполирован и на другие предприятия отрасли. Также была разработана модель показателей эффективности и оптимизации производственных затрат, запущен процесс централизованной подготовки и рассмотрения бюджетов ракетно-космической промышленности.

Россия — мировой лидер по доставке грузов и космонавтов в космос. Наши ракетные двигатели являются абсолютно конкурентоспособными на рынке, их приобретают США даже в условиях санкций, охлаждения в двусторонних отношениях между странами. Перспективным направлением является развитие прикладного применения космических технологий, в том числе развития космической связи, навигации и дистанционного зондирования Земли.

Мы поддерживаем планы руководства отрасли по повышению производительности труда, норм выработки на одного работника минимум в два раза, омоложение трудовых коллективов и закрепление кадров в возрасте до 30 лет, — в результате к 2020 году средний возраст работников отрасли может составить 42 года. Все эти вопросы мы обсуждали с руководством отрасли.

К сожалению, до сегодняшнего дня отрасль находилась в разрозненном, разобщенном состоянии. Создание госкорпорации, на наш взгляд, позволит сформировать единую систему управления, унифицировать промышленные стандарты, инструменты контроля качества, а также внедрить современные практики бережливого производства. При этом крайне важно, чтобы несмотря на все потрясения, отечественная ракетно-космическая промышленность сохранила свой потенциал и была способна обеспечить производство современной конкурентоспособной космической техники.

Сегодня перед отраслью стоят задачи не только сохранения конкурентоспособности, но и снижения себестоимости производимой продукции, внедрения современной культуры производства, обеспечения производства отечественных компонентов космической техники, — все это возможно при реализации единой технической политики, преодолении разрозненности в управлении, надлежащем контроле за расходованием средств, искоренении коррупции, преодолении диспропорции, избыточности производств и бюрократизации управления.

Как было отмечено Дмитрием Олеговичем, мероприятия по формированию государственной корпорации будут способствовать повышению эффективности использования денежных средств в процессе выполнения опытно-конструкторских разработок, внедрению унифицированных технических решений, единых требований к проведению единой промышленной политики, выстраиванию вертикали, централизации и персонификации ответственности за выполнение мероприятий в рамках ФЦП, а также по развитию международных контрактов. Централизация нормативных, планово-экономических, производственных функций, на наш взгляд, позволят эффективно проводить постоянный мониторинг показателей эффективности и контроль финансово-экономического состояния предприятий ракетно-космической промышленности. Кроме того, проведение единой научно-технической политики обеспечит более эффективное прогнозирование и создание стратегического технического задела на будущее. Сегодня необходимо задуматься о том, что мы будем создавать даже не завтра, а через несколько десятилетий.

Также, коллеги, необходимо подчеркнуть, что госкорпорацию легче контролировать с финансовой точки зрения, поскольку ее действия могут отслеживаться контрольными органами государства, включая Счетную палаты РФ, о чем сказано в законопроектах. Кроме того, ключевые решения, принимаемые госкорпорацией, будут оцениваться наблюдательным советом, который состоит из представителей Президента РФ и Правительства РФ.

Обсуждение целесообразности создания новой государственной корпорации ведется довольно продолжительное время. Высказывая разные мнения, большинство экспертов сходятся на том, что создание „Роскосмоса“ должно восстановить вертикаль управления ракетно-космической отрасли, сформировать единый имущественный комплекс отрасли для восстановления утраченных производственных связей, создать структуру управления отраслью и отдельными предприятия адекватную потребностям государства и поставленным задачам.

Мы считаем, что „Роскосмос“ сможет наладить управление всеми разрозненными активами отрасли, будет способствовать консолидации, повышению управляемости, поиску новых решений. Фракция „ЕДИНАЯ РОССИЯ“ поддерживает принятие законопроектов в первом чтении».