Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Владимир Плигин: Миграция становится неотъемлемой частью жизни

Владимир Плигин: Миграция становится неотъемлемой частью жизни
О необходимости систематизации миграционного законодательства заявил сегодня, 17 апреля, председатель комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин, выступая с лекцией для студентов в пресс-центре «Парламентской газеты».

Парламентарий привел данные специалистов, согласно которым миграция в мире оценивается в 300 миллионов человек.  «Именно столько граждан сегодня длительное время находятся за рубежом, разумеется, я не говорю о туристах. Особенность нынешней миграции в том, что появляются так называемые «экологические мигранты». Тенденция такова: пустыни расползаются, люди покидают привычные места обитания», — пояснил он и подчеркнул, что благодаря современным технологиям, люди дольше остаются за рубежом, в частности, гражданам больше необязательно постоянно возвращаться на родину, чтобы поговорить с близкими, — достаточно использовать «скайп».

По своим целям миграцию можно разделить на образовательную, трудовую, семейную, а также миграцию в поисках убежища, отметил Плигин. «Есть и характер миграции: добровольная и вынужденная, также легальная и нелегальная. Присутствует и степень участия государства: регулируемая и нерегулируемая. Также бывает внутренняя и внешняя», - рассказал глава думского комитета.

Говоря о примерах, Плигин вспомнил революционную миграцию в России, которая «разбросала наших людей по всему миру». «И теперь наши соотечественники есть во многих странах. В российском государстве до начала 20 века были выезды из страны староверов и старообрядцев, также много жителей Кавказа покинули Россию. После гражданской войны некоторые группы казачества и активисты белого движения тоже уехали в другие страны. Миграция жителей была в России и во времена в Первой мировой войны, но она имела внутренний характер. Потом был ГУЛАГ, большие стройки. После развала Союза миграция тоже уже имела разный характер», - рассказал он.

Депутат привел статистику, согласно которой по состоянию на 10 апреля этого года количество иностранцев (без учёта граждан Украины), въехавших на территорию страны, на 6 процентов меньше, чем в прошлом году. Эксперты отмечают постепенное замещение мигрантов из стран СНГ гражданами Украины. При этом из общего количества приезжающих из стран с визовым режимом 80 процентов составляют граждане СНГ, ещё 8-10 процентов — граждане Европейского Союза. Плигин подчеркнул, что Россия является одной из самых привлекательных стран для мигрантов. Так, рост мигрантов с 2010 по 2013 год увеличился на 40% процентов.

По данным экспертов, в 2014 году в страну въехали 17 млн человек, из 80% - представители стран СНГ, около 10% – ЕС, и 10% – США, Китай и другие. «В то же время незаконно работающих у нас 2,7 млн человек. Около 40% из них - люди до 30 лет, которые не владеют русским языком и не адаптированы к жизни у нас», - отметил депутат.

Он сообщил, что за административные правонарушения въезд на территорию Российской Федерации сегодня запрещён более миллиону человек, при этом в прошлом году к административной ответственности было привлечено почти два миллиона мигрантов, общая сумма штрафов составила пять миллиардов рублей. И еще 3 миллиона человек работаю в стране незаконно. Помимо этого, добавил депутат, в России находятся 2,5 миллиона украинских граждан, из которых почти миллион человек с Юго-Востока Украины.

Обратил внимание гость редакции и на исчезновение института прописки. Это, в частности, повлияло на «разрастание» столицы. Сейчас, по словам парламентария, численность населения Москвы составляет 15-16 миллионов человек.

Также Плигин остановился на этапах формирования миграционного законодательства в стране. В частности, условно эти этапы можно определить следующим образом. До 1993 года — так называемый «доконституционный период» (тут ключевым является закон «О гражданстве»), затем период с 1993 года до 2002 года, когда была сформулирована область регулирования трудовой миграции, период с 2002 по 2006 год, связанный с установлением более жёстких правил по работе с миграционными потоками. Всего таких этапов можно выделить пять-шесть, резюмировал депутат.

Он рассказал о факторах, способствующих адаптации мигрантов к новой стране. Среди них, в том числе, бытовое товарищество, сплочённость выходцев из одного государства, помощь диаспор, а также все адаптивные возможности, характерные для таких мегаполисов, как Москва. При этом обостряют проблемы мигрантов такие факторы, как отсутствие информации об актуальных вакансиях и отсутствие условий труда и быта мигрантов, отсутствие системы социальных гарантий, низкий уровень квалификации и слабое знание российского законодательства. «Слабое знание русского языка мигрантами — это в том числе и наша проблема. Нужно создавать вечерние школы, обучать их языку», — полагает парламентарий.

В этом плане, считает он, помогут вступающие в силу соглашения в рамках Евразийского Экономического Союза, напомнил Плигин. «Так, гражданам Казахстана, Армении, Белоруссии, а в перспективе и Киргизии, будут значительно упрощены условия трудоустройства», - сказал глава думского комитета.

Вместе с тем, заверил Плигин, парламентарии будут вести работу по защите прав мигрантов от дискриминации, в частности, при размещении объявлений о работе. «Правда, как сделать это эффективно, неясно — правила приёма на работу зачастую бывают «исключительно произвольными», - добавил он.

По словам депутата, нормы трудового законодательства, как, впрочем, и уголовного, в первую очередь, выполняют «ориентирующую роль». «Сегодня необходима систематизация миграционного законодательства. Федеральная миграционная служба предпринимает попытки обобщения нормативных актов», — пояснил парламентарий. По его словам, нам не стоит заимствовать нормы из зарубежного миграционного опыта — наше законодательство идёт «в ногу со временем» и во многом опережает базу зарубежных коллег.

Завершая лекцию, Плигин указал, что для улучшения миграционной ситуации в стране необходимо усиливать санкции за нарушения нашего законодательства, одновременно с этим упрощая возможности «легального режима пребывания» на территории Российской Федерации.