Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Законопроект по регулированию использования беспилотников внесен в Госдуму

Законопроект по регулированию использования беспилотников внесен в Госдуму
В Государственную Думу в четверг, 31 января, внесен законопроект, совершенствующий регулирование использования беспилотных воздушных судов (БВС) и уточняющий полномочия правоохранительных органов в данном вопросе. 

Документ размещен в Системе обеспечения законодательной деятельности. Его авторами выступила группа депутатов во главе с Председателем комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым и членом комитета Николаем Ковалевым.

Законопроектом вносятся поправки в Законы «О полиции», «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», «О Федеральной службе безопасности» и «О государственной охране».

Полиция, в соответствии с проектом закона, получит право «временно ограничивать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территории», а также «пресекать несанкционированное нахождение БВС в воздушном пространстве, в том числе посредством уничтожения и повреждения таких судов, подавления или преобразования сигналов дистанционного управления ими». О необходимости введения таких ограничений полиция должна будет уведомить Росавиацию и организаторов соответствующего массового мероприятия.

Полномочиями по регулированию использования БВС предложено также наделить Росгвардию, Федеральную службу охраны и ФСБ «в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий», — сказано в законопроекте.

Поправки не вводят никаких новых ограничений или запретов на использование беспилотных воздушных судов. «Их цель — упорядочить законодательство, поскольку массовое использование беспилотников стало возможным совсем недавно, и многие правовые вопросы, в первую очередь касающиеся безопасности использования БВС и защиты жизни и здоровья граждан, остаются неурегулированными», — поясняет Василий Пискарев.

«В соответствии с Воздушным кодексом РФ любые БВС весом от 250 граммов подлежат учету, а о планируемом полете, его месте и времени необходимо уведомлять соответствующие органы. Человек, который просто купил в интернете дрон и решил запустить его на улице без соответствующего разрешения, уже нарушает закон, за это предусмотрен административный штраф», — говорит он.

Василий Пискарев добавляет, что «в основном сейчас использование БВС регулируется подзаконными актами и ведомственными приказами. Так, напомню, в Москве использование без разрешения беспилотников — коптеров, дронов, авиамоделей и других — в пределах МКАД полностью запрещено с 2016 года, но не законом, а приказом Министерства транспорта».

Однако, если такое ограничение, как, например, в Москве, не введено, то «места массового скопления граждан, объекты и отдельные территории, над которыми запретные зоны не установлены, оказываются беззащитными перед возможными угрозами, связанными с использованием беспилотных летательных аппаратов», — подчеркивает Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции.

При этом за последние годы число нарушений закона с использованием БВС выросло вдвое, добавляет глава Комитета: «Было несколько случаев, когда дроны приближались к авиационной технике во время военных парадов и их репетиций — так было в Екатеринбурге и в Хабаровске, и лишь мастерство летчиков позволило избежать столкновения и самых трагических последствий. А в 2016 году из‑за очень низко летящего дрона чуть не пострадали дети — школьники, приехавшие на экскурсию на Куликово поле. Очевидно, что дополнительные меры регулирования здесь необходимы, и наши правоохранительные органы и спецслужбы должны иметь все необходимые полномочия, чтобы обеспечить безопасность граждан».

По словам Василия Пискарева, законодательное регулирование использования БВС — общепринятая мировая практика: «При подготовке законопроекта мы использовали опыт регулирования полетов беспилотных воздушных судов в США, Канаде, Китае, странах Евросоюза».