Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Вячеслав Никонов: Изучение языков народов России останется в обязательной школьной программе

В пятницу, 15 июня, комитет Госдумы по образованию и науке рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Неделю назад на расширенном заседании рабочей группы по доработке проекта закона был представлен обновленный текст поправок к законопроекту, подготовленных в рабочей группе с учетом замечаний, прозвучавших от общественности.

Открывая заседание, Председатель комитета Госдумы по образованию и науке, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Вячеслав Никонов подробно остановился на тех новациях и уточнениях, которыми в итоге решено было дополнить законопроект. Соответствующее Постановление Госдумы, в котором они будут перечислены, будет принято одновременно с рассмотрением проекта закона в первом чтении.

Прежде всего, Никонов отметил, что при рассмотрении законопроекта комитет исходит из того, что каждый язык, который есть в нашей стране – это национальное достояние, и не только национальное, но и мировое, а гарантии получения образования на родном языке и изучения родных языков закреплены в Конституции. «Комитет в своей работе уделяет этим вопросам большое внимание, общественный интерес к ним очень высок», – сказал он.

«Был предложен законопроект, который заставил нас очень серьезно углубиться в изучение темы, создать специальную рабочую группу, которая не только анализировала сам текст законопроекта (его, сразу скажу, мы считаем несовершенным), но и большой пласт изучения родных языков, – напомнил глава комитета. – Мы пришли к выводу, что здесь, конечно, существует очень много проблем, связанных с тем, что далеко не в полной мере обеспечивается конституционное право на изучение родного языка и преподавание на родном языке, по целому ряду причин, связанных с тем, что по большому количеству языков, функционирующих в нашей стране, отсутствуют учебники. Всего по пяти языкам есть учебники из федерального перечня учебников. Федеральные образовательные программы существуют только по 13 языкам. Хотя количество языков, используемых в образовательной системе, у нас 59, в стране, в 22 субъектах РФ 36 государственных языков».

Во многом, по словам Никонова, это связано с тем, что данному вопросу не уделялось серьезное внимание: даже обучение преподавателей языков коренных малочисленных народов нашей страны, которое всегда было в Санкт-Петербурге в педагогическом университете, в настоящее время не ведется. «Кроме того, есть очень большие проблемы с подготовкой учебников, с выработкой стандартов национальных языков, чем раньше занимались специализированные институты, Академия наук. Выяснилось, что достаточно большие проблемы с экспертизой соответствующих учебников, но и учебники даже готовые не проходят экспертизу на протяжении нескольких лет по той простой причине что нет достаточного количества экспертов, которые могли бы проводить ее. Кроме того, экспертиза стоит денег, и стоимость этой экспертизы порой больше, чем тираж учебника, который будет издан после такой экспертизы. Это, пожалуй, самый серьезный пласт проблем, которые мы подняли в связи с этим, и поэтому первое, что будет сегодня рекомендовать наш комитет для принятия в качестве Постановления Государственной Думы, это инициатива по созданию специального Фонда поддержки родных языков, который будет этой работой заниматься», – сообщил он.

Другая проблема, поднятая авторами законопроекта – это вопрос выбора языка обучения или выбора родного языка в качестве предмета изучения. То, чему посвящен законопроект. «Проблема, действительно, актуальная, острая, которая тоже поднимается в большом количестве писем, поступивших в комитет, и должна быть решена. При этом вы знаете, что законопроект в том виде, в котором он был внесен, вызвал достаточно большие споры, неоднозначную реакцию, прежде всего со стороны ряда наших национальных республик. И сразу должен сказать: я сегодня не предлагаю обсуждать текст этого законопроекта, потому что позиция рабочей группы и позиция комитета заключается в том, что он несовершенен. Мы сегодня рассматриваем этот законопроект в качестве повода, предлога, чтобы поднять весь комплекс проблем и, на самом деле, полностью переписать текст тех поправок, которые предлагаются в закон об образовании», – обратился Никонов к участникам заседания.

Он отметил, что наибольшие вопросы вызывало, скорее, предположение, чем буква законопроекта, о том, что изучение национальных языков переносится в факультативную часть образовательных программ. «Этого не предполагалось и не предполагается, – заявил депутат. – И, безусловно, мы должны сегодня нашим решением, решением комитета, подтвердить это при принятии законопроекта во втором чтении, закрепить что их изучение будет в обязательной части, федеральных государственных образовательных стандартах, безусловно. На этот счет не должно быть никаких опасений. Эта норма будет закреплена специально в том предложении, которое формулирует комитет, в сегодняшнем решении мы предлагаем специальную поправку в 11-ю статью закона об образовании».

Вторая новация, которую предложила рабочая группа и которую предлагает комитет поддержать, связана с возможностью выбора в качестве родного языка для изучения русского языка.

Третья норма, предложенная комитетом и рабочей группой – это возможность для родителей выбрать для несовершеннолетних детей язык обучения или тот или иной язык в качестве предмета изучения. «Причем этот выбор может быть сделан при поступлении в начальную школу и при поступлении в пятый класс. То есть дважды личным заявлением родители подтверждают выбор того или иного языка, который изучает их ребенок», – пояснил Никонов.

По его словам, все перечисленные предложения содержатся в проекте решения комитета. Как отметила заместитель Председателя комитета Госдумы по образованию и науке, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Любовь Духанина, вопросы содержания образования, состояния учебников комитетом рассматривались в и рамках круглого стола, и в рамках парламентских слушаний, и рекомендации, выработанные в ходе этих мероприятий, легли в основу поправок, предлагаемых к принятию во втором чтении.

Председатель комитета-соисполнителя – комитета по делам национальностей, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Ильдар Гильмутдинов согласился с тем, что в ходе работы рабочей группы удалось выйти на тот текст, которые хотелось бы видеть в итоге.

Гильмутдинов призвал Министерство просвещения (его представитель присутствовал на заседании) вернуться к рассмотрению направленных комитетом предложений из 22 пунктов по поводу того, как улучшить ситуацию с изучением и сохранением национальных языков. «Необходима системная работа по поддержке регионов в деле сохранения родных языков, – подчеркнул он. – Мы неоднократно на площадке нашего комитета обращали внимание на удручающее состояние изучения родных языков. Начиная от отсутствия учебников, во многих случаях дети учат язык вообще без учебников, потому что они не прошли экспертизу, полагаясь на опыт и знания педагогов. Конечно, это неправильно».

Глава комитета выразил готовность подключиться к работе над федеральными государственными образовательными стандартами, которую ведет Министерство просвещения. Депутаты призвали Правительство представить предложения по изменению ФГОС до рассмотрения законопроекта во втором чтении.

Продолжая тему о необходимости сохранения и поддержки национальных языков, член комитета Госдумы по образованию и науке, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от Удмуртии, Президент ассоциации антропологов и этнологов России Алексей Загребин отметил, что профессиональное сообщество пристально следит за движением обсуждаемого законопроекта и совершенно справедливо в заключении комитета отмечено, что необходимо задуматься о движении вперед в плане сохранения и изучению родных и государственных языков республик РФ. На это, по словам депутата, стоит обратить внимание в том числе региональным властям.

В проекте Постановления Госдумы в числе прочего содержатся предложения Правительству России разработать концепцию преподавания родных языков из числа языков народов России, а при подготовке проекта бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов рассмотреть вопрос о выделении средств на поддержку создания учебников по изучению родных языков.