Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Выступление председателя комитета ГД по бюджету и налогам Андрея Макарова по вопросу «Об исполнении федерального бюджета за 2020 год»

Стенограмма выступления Председателя комитета ГД по бюджету и налогам Андрея Макарова:

15 января 2020 года, Президент в своём Послании предложил программу социальной поддержки граждан, беспрецедентную по своим размерам. Вот на экране, чтобы не читать, на экране те положения Послания, которые предложил Президент. Одновременно он сказал: нам необходимо повысить эффективность работы всех уровней, всех ветвей власти, потому что только совместная эффективная работа сможет решить эти задачи.

Сейчас, безусловно, отчёт об исполнении бюджета, хотя по существу это отчёт о кассе и его можно было бы прекратить после слов Алексея Леонидовича о том, что Счётная палата подтверждает сделанные расходы, мы сейчас смотрим на то, как сработала каждая цифра, какой результат она дала для экономики, для бизнеса? Но главное, какой результат она дала для граждан?

Покажите второй слайд, пожалуйста. Потому что, на самом деле, именно бюджет, бюджет вот если мы с вами посмотрим, и это поправки, которые мы приняли с вами сразу после Послания, обеспечение Послания Президента финансовыми ресурсами. А дальше ударил COVID.

Я помню, как в этом зале те самые люди, которые выступали против принятия Конституции, то есть поднять права граждан на конституционный уровень, чтобы защитить их от возможности приостановления, спрашивали только об одном: а мы сможем это выполнить или нет? Вот сегодня мы видим, что все социальные обязательства государства в 2020 году были выполнены.

А вот здесь таблица, которая показывает, сколько средств ушло уже в 2020 году на выполнение тех поручений, которые дал Президент вот этой социальной программой.

Но главное, посмотрите, если в 2020 году они чуть больше 700 миллиардов рублей, то уже в этом, в 2021 году, они 1 триллион 42 миллиарда, а к 2024 году достигнут 1 триллион 330 миллиардов. А это значит, что эти обязательства не разовые, они продолжаются, это постоянные обязательства, которые государство в любой экономической ситуации будет пополнять.

А вот теперь урок для нас и что мы должны усвоить. Посмотрите, когда мы рассматривали бюджет 2020 года в конце 2019-го, никто не знал, что будет COVID, Правительство пошло у нас с вами на поводу и согласилось на то, чтобы сократить Резервный фонд Правительства до 14 миллиардов рублей. Вот на весь 2020 год в Резервном фонде было 14 миллиардов. Для того, чтобы решить задачи 2020 года, нам потребовалось увеличить Резервный фонд Правительства более чем в 300 раз - 4 триллиона 469,8 миллиарда рублей.

Как это было делать, что нужно было делать в условиях пандемии? На самом деле это главный урок, нельзя оставлять страну без резервов. Мы услышим все эти предложения ещё по ходу рассмотрения и этого бюджета, и бюджета следующей трёхлетки, но вот это главный показатель того, что есть.

А теперь, на что пошли эти средства. Кстати, в заключении комитета по бюджету подробно рассмотрена каждая строчка, на что пошла каждая копейка, каждый рубль, поэтому каждый депутат, кто хочет, может с этим ознакомиться.

Итак, главные, конечно, расходы - это общенациональный план действия, это почти 2 триллиона рублей. На самом деле расходы на врачей, расходы на Пенсионный фонд, на все выплаты, которые были - вот это и есть главные расходы.

Сегодня можно назвать цифру - 4,5 процента ВВП. Много это или мало? Если мы посмотрим соотношение размера бюджета нашей страны с размером бюджетов стран «двадцатки», мы увидим, что мы, практически, лидеры по расходам без всяких вертолётных денег. Мы лидеры именно по тем расходам, которые государство направило на поддержку людей, на поддержку бизнеса.

А вот теперь давайте посмотрим, как эта поддержка шла на людей. Средства на поддержку граждан в 2020 году, прямая поддержка - 2,3 триллиона рублей. Что это значит? Из них, кстати, 700 миллиардов - это на поддержку семей с детьми. Но что это означает не в миллиардах, и не в триллионах? Это поддержана каждая вторая семья страны. В этих семьях 28 миллионов детей.

Вот это и есть результат бюджетной, разумной бюджетной политики.

Кстати, я покажу сейчас следующий слайд, но, в принципе, можно посмотреть, потому что здесь расписано, каким образом, на что были направлены деньги в этом плане, а главное, сколько людей стали их получателями, то есть адресность каждого рубля. И, может быть, здесь стоит подвести первый этап. На фоне повсеместного повышения уровня бедности во всех странах практически, где разбрасывались, как говорят «вертолетные деньги», на этом фоне у пас в стране в самый тяжелый, я повторяю 2020 год, тяжелее не было, у нас с вами уровень бедности сократился - 12,1 процента. Безусловно, это не фундаментальное это изменение, это как раз вызвано теми решениями Президента, которые были реализованы. Но, я подчеркиваю, в кризис бедность не возросла, а сократилась, в этом плане предстоит еще сделать очень много, но это очень важный показатель эффективности того, что мы делаем.

Следующий вопрос. Это на самом деле мероприятия по профилактике и устранению последствий COVID. Я не буду сейчас перечислять, на этой таблице вы видите, сколько построено стационаров, какое количество оборудования, ну вот несколько цифр назову.

Первое. Это 230, почти 2 миллиарда рублей, которые получили порядка 700 тысяч врачей, которые боролись с COVID. Но бюджет это не только такие цифры, это еще и некоторые трагические цифры. И сегодня я не могу не назвать цифру, которая на самом деле очень важна - это цифра компенсаций, которые получили семьи врачей, погибших в борьбе с COVID, они заплатили за нашу жизнь своей жизнью, ценой своей жизни они выполняли клятву Гиппократа. Так вот у нас с вами в 2020 году умерло 475 врачей, 475, но тогда не было вакцины, а сегодня вакцина есть. А вот если мы посмотрим, что происходит дальше, в этом году уже за полгода эта цифра достигла 1100 человек. Сегодня то, что люди отказываются от вакцинации, стоит жизни врачам, это тоже урок бюджета 2020 года. И поэтому сегодня кто ради дешевой политической популярности призывает отказаться от вакцинации, это уже не безответственность, это подлость и этому тоже учит бюджет 2020 года. Мероприятия по профилактике я сказал.

Поддержка бизнеса. На самом деле поддержка бизнеса пошла главное-пошла не просто дать всем, а поддержать те отрасли, в которых наибольшие потери, которые больше, всего пострадали. И не просто поддержать отрасли, а поддержать малый бизнес, поддержать тех, кто сохраняет рабочие места. Посмотрите, три этапа поддержки. Гранты на выплату зарплат, эффект 4 миллиона человек. Беспроцентный кредит, ФОТ 1, программа так называемая, эффект 1,2 миллиона рабочих мест. А программа ФОТ 2, наиболее дорогая и серьёзная программа, это программа, которая позволила сохранить 5,3 миллиона рабочих мест. Более 5 миллионов человек в результате этой программы сохранили работу, принесли зарплату домой. Вот это и есть ответ на то, была ли эффективной бюджетная политика в 2020 году. На самом деле очень важный момент. Поддержка была связана с теми, кто сохранял рабочие места. Это было ключевое в программе Правительства. Эта программа готовилась вместе с Правительством и депутатами «ЕДИНОЙ РОССИИ», кстати. Извините, вот это я сейчас скажу.

Следующий вопрос, который здесь очень важно отмстить. Принимались не только меры, которые были нужны немедленно, немедленно, вот сейчас, здесь и сейчас, это программы, которые антикризисные программы, которые принимались здесь, законодательство, но это долгосрочные. Помните поручение Президента, когда он предложил снизить для малого бизнеса, и не временно, а навсегда, размер страховых взносов в два раза? То есть самый тяжёлый с точки зрения, давайте так называть вещи, налог, с точки зрения малого бизнеса был сокращён Президентом, и он сказал это сделать в бессрочном порядке, что и было сделано.

Теперь о той проблеме, которую уже обозначил Председатель Государственной Думы. Она очень важна. Давайте посмотрим. Посмотрите, вот 2016 год. Вы знаете… Нет, пропустите, я сейчас к этому вернусь, это тоже урок для нас очень неплохой. Это вопрос бюджетов субъектов Федерации. Да, действительно, очень большая поддержка оказана. Но посмотрите, в 2016 год и 2020 год вот эта поддержка, кстати, решение Президента - 10 регионов, которые необходимо было поддержать, Вячеслав Викторович, это была ваша инициатива, поддержанная Президентом, и реализованная Государственной Думой вместе с Правительством. Но мы видим сейчас, что меры, которые были приняты, оказались недостаточны.

Бюджетная обеспеченность регионов, не сокращается разница, а растет. А значит это то, что нам предстоит делать.

Посмотрите, давайте слайд 13-й. Я, к сожалению, не все успеваю показать, очень мало времени. Но, посмотрите, дифференциация социально-экономического развития регионов остается огромной. Это та задача, которую нам предстоит решать.

Но, главное, сегодня можно сказать только одно, перенос социальных гарантий на конституционный уровень оправдался. Все социальные обязательства в самый тяжелый год государство выполнило.

Комитет предлагает поддержать данный документ и утвердить отчет об исполнении бюджета.