Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

За применением новых норм о контроле и надзоре и о «регуляторной гильотине» будет налажен системный парламентский контроль

За применением новых норм о контроле и надзоре и о «регуляторной гильотине» будет налажен системный парламентский контроль
ФОТОРЕПОРТАЖ

В понедельник, 13 июля, состоялось заседание Президиума фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» с участием статс-секретаря – заместителя министра экономического развития РФ Алексея Херсонцева.

Темой обсуждения стали подготовленные ко второму чтении проекты федеральных законов №850621-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и № 851072-7 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Проекты имеют высокую значимость для экономического развития страны и улучшения делового климата и составляют основу проводимой в настоящее время реформы контрольно-надзорной деятельности.

Обе инициативы будут рассмотрены во втором и третьем чтениях на следующей неделе, сообщила Председатель комитета ГД по контролю и Регламенту, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Ольга Савастьянова.

По ее словам, первый законопроект, в принципе, меняет всю систему контроля и надзора на основании риск-ориентированного подхода и снижения давления на отечественный бизнес.

«Данной инициативой устанавливается максимальная защита в интересах граждан», - подчеркнула депутат, отметив, что это касается вопросов безопасности, здоровья и качества оказываемых услуг.

«Второй закон – это «регуляторная гильотина», которая оптимизирует всю работу, которая связана с обязательными требованиями в рамках контрольно-надзорных ведомств и организаций», - сказала депутат.

В комитет поступило порядка тысячи поправок, которые были разделены на пять основных тематических блоков, рассказала Савастьянова. Проведено пять тематических совещаний и практически все основные моменты были поддержаны единогласно членами рабочей группы.

«Внесены два очень важных постановления, которые позволят сформировать системный парламентский контроль по отработке этих двух законопроектов», - добавила парламентарий. Савастьянова отметила, что комитет принимает предложения и призвала вносить их до 12 часов завтрашнего дня.

Алексей Херсонцев поблагодарил депутатов за проведенную большую работу ко второму чтению. Он сообщил, что по предложению депутатов были исключены либо скорректированы ряд поправок Правительства. «Исключено положение о контрольно-надзорном производстве именно как избыточном описании ряда процессуальных норм. Исключены неотложные действия контролеров, дублирующая мера пресечения производств по делам об административных правонарушениях и так далее», - рассказал он.

При этом сохранены и усилены ключевые положения, направленные на снижение административной нагрузки, повышение роли профилактики и цифровизации. «В проекте поправок ко второму чтению появились также контрольно-надзорные мероприятия без взаимодействия, что позволит более оперативно выявлять нарушения обязательных требований, а с другой – делать это наименее избыточным для бизнеса способом», - отметил замминистра.

По настоянию Генпрокуратуры была поддержана необходимость согласования органами прокуратуры проведения всех внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, добавил Херсонцев.

Первый замглавы комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко попросил рассказать, по каким показателям будет оцениваться результативность и эффективность деятельности контрольно-надзорных органов.

По словам Херсонцева, данному вопросу посвящен раздел законопроекта. Для каждого вида контроля должны быть предусмотрены ключевые показатели, которые, в первую очередь, должны отражать, насколько сокращаются в результате деятельности надзорного ведомств риски причинения вреда в конкретной сфере. «Нам важно было зафиксировать, в том числе с учетом предложений депутатов, недопустимость учета т.н. палочных показателей, - сказал он. – Есть еще индикативные показатели, которые позволят смотреть, как контрольное ведомство управляет своими ресурсами. Все эти моменты ведомства будут отражать в ежегодных докладах, направляемых в Правительство. Сводный доклад, как настояли депутаты, будет предоставляться в парламент», - сказал замминистра.

Сроки внедрения законопроектов и их реализации на федеральном и региональном уровнях уточнила Первый заместитель Руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Раиса Кармазина. Херсонцев сообщил, что проект о госконтроле, как предполагается, вступит в силу с 1 июля 2021 года – «дается время для доработки закона-спутника». В переходных положениях фиксируется, что для регионального и муниципального уровней документ начнет применяться с 1 января 2022 года. Ключевые положения закона об обязательных требованиях, касающиеся «регуляторной гильотины», вступают с 1 января 2021 года.

Первый замглавы комитета ГД по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Дмитрий Вяткин подчеркнул: крайне важный вопрос, особенно для установления мер административной ответственности, - это критерии отнесения объекта контроля к определенным группам риска. «В какой стадии работа находится и когда, по вашему мнению, она может быть завершена, учитывая, что огромное количество подзаконных актов придется принимать и каждому контролирующему органу придется полностью свои обязательные требования отранжировать по уровням риска – по моему мнению, это сделать необходимо», - сказал он.

По его словам, это бы позволило, с одной стороны, определиться, какие составы оставить, какие убрать и, самое главное, привести в порядок размеры санкций. Эти вопросы будут прорабатываться в рамках подготовки нового проекта КоАП, сообщил Херсонцев. «Тема поднималась во время обсуждения в рамках параллельной рабочей группы [по разработке нового] Кодекса об административных правонарушениях. Как вы помните, мы тогда сделали матрицу этих обязательных требований, дальше безусловно, пойдет тяжелая дискуссия – что из этого заслуживает административных санкций, что нет. Думаю, будем двигаться параллельно. Учитывая сроки вступления в силу законопроекта, на выпуск положений и критериев риска у нас есть год, мы безусловно, год тянуть не будем, я думаю, уложимся в шесть-семь месяцев», - сказал он.

По просьбе Первого замглавы фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Адальби Шхагошева Ольга Савастьянова рассказала, как будет налажен парламентский контроль за реформой контрольно-надзорной деятельности.

По словам Савастьяновой, здесь потребуется постоянный и системный парламентский контроль.

«Основных механизмов два, и один из них предусмотрен самими проектами – это обязательное предоставление уже упомянутого ежегодного доклада в Госдуму с его публичным обсуждением, второй следует из постановлений, которые примет ГД», - сказала она.

По ее словам, в части контроля парламент планирует взять на себя несколько вопросов. Первое – подготовка закона-спутника и принятие пакета нормативно-правовых актов. Второе – все, что касается обязательных требований. Отдельно – все, что касается профилактической работы, вопросов межведомственного информационного взаимодействия. «Есть еще вопрос, связанный с досудебным рассмотрением – мы договорились о поэтапном введении этой нормы с предварительным пилотным сопровождением. Это также вопросы, связанные с негосударственными формами контроля - очень важно, каким образом они будут совмещаться», - пояснила она.

Член комитета ГД по бюджету и налогам Айрат Фаррахов призвал учесть поправку депутатов, подготовленную ко второму чтению проекта закона об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций. Ее суть - в согласовании комиссией Федерального Собрания предлагаемых режимов. По словам Херсонцева, в правительственных поправках, которые в ближайшие дни поступят в Госдуму, предусматривается как раз комиссионное рассмотрение вопроса о принятии правовых режимов. «Конкретную технологию учета мнения парламента можно будет доработать на площадке комитета на этой неделе», - сказал он.