Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяПресс-служба

Информационно-аналитический материал для работы депутатов с избирателями: "О социально-экономической ситуации в России"

Информационно-аналитический материал для работы депутатов с избирателями: "О социально-экономической ситуации в России"
Подготовлено: Отделом аналитического обеспечения законодательной деятельности
Правового Управления Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
(Выпуск № 8 (30),сентябрь 2005 г.)
 
 
Содержание
 
 

1.
Социальная ситуация
3
 
 
 
2.
Экономическая ситуация
8
 
 
 
3.
Консолидированный и федеральный бюджеты
11
 
 
 
4.
Внешнеторговый оборот
13
 
 
 
5.
Международные резервные активы Российской Федерации
14
 
 
 
6.
Структура государственного внешнего долга
15

 
1. Социальная ситуация
Численность населения России с начала 2005 г. уменьшилась на 412,3 тыс. человек, или 0,29 %, и составила к 1 июля 143,1 млн человек.
Сокращение численности населения происходит из-за естественной убыли россиян, которая в январе-июне 2005 г. увеличилась по сравнению с январем-июнем 2004 г. на 39,6 тыс. человек. В I полугодии 2005 г. в России родилось 721,9 тыс. детей (за тот же период 2004 г. - 748,4 тыс.), умерло 1 184,2 тыс. человек (1 171,1 тыс.). Увеличившийся миграционный прирост лишь на 10,8 % компенсировал численные потери населения.
В I полугодии 2005 г. в России отмечалось снижение числа родившихся (в 75 субъектах) и увеличение числа умерших (в 62 субъектах). В целом по стране превышение умерших над родившимися осталось на том же уровне, что и в I полугодии 2004 года - 1,6 раза, причем в 25 субъектах оно составило 2,0-2,9 раза.
Естественный прирост населения в I полугодии зафиксирован только в 15 субъектах (в I полугодии прошлого года - в 16 субъектах).
В I полугодии 2005 г. из-за рубежа в Россию прибыли 84,5 тыс. человек (за тот же период 2004 г. - 46,9 тыс.), выбыли из России на постоянное жительство за границу 34,6 тыс. человек (37,8 тыс.). Тем самым миграционный прирост (превышение числа приезжающих над уезжающими) в январе-июне 2005 г. составил 49,9 тыс. человек против 9,1 тыс. год назад.
Численность экономически активного населения России к концу июля 2005г. составила 74,4 млн человек, или около 51 % от общей численности населения страны.
Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в крупных и средних организациях. В июне 2005 г. на них работало 38,3 млн человек, или 56,1 % общей численности занятых. Кроме того, в крупных и средних организациях привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1,8 млн человек (в эквиваленте полной занятости).
 
 

 

Динамика числа замещенных рабочих мест в организациях
(без субъектов малого предпринимательства)

 
Июнь 2005г., тысяч
В % к
I полугодие 2005г. в % к I полугодию
2004г.
Справочно
Июню 2004г.
Маю 2005г.
июнь 2004г. в % к
I полугодие 2004г. в % к I полугодию 2003г.
Июню 2003г.
Маю 2004г.
Всего замещенных рабочих мест (работников)
40 135,7
99,0
100,0
99,0
99,2
99,9
99,1
в том числе:
работников списочного состава (без внешних совместителей)
38 265,7
98,9
99,9
98,9
99,0
99,9
99,0
внешних совместителей
942,4
100,0
94,5
100,6
101,9
94,0
102,3
работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера
927,6
102,4
107,8
101,8
103,3
108,3
103,4

Безработица. В конце июля 2005 г. 5,0 млн человек, или 6,8 % экономически активного населения, классифицировались как безработные[1].
В органах государственной службы занятости в качестве безработных было зарегистрировано 1,8 млн человек, в том числе 326,2 тыс. человек в Чеченской Республике.
Реальные располагаемые денежные доходы населения России[2] выросли в январе-июле 2005 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 8,3 %. В том числе в июле 2005 г. денежные доходы в реальном выражении увеличились на 7,5 % по сравнению с июлем 2004 г.
В номинальном выражении доходы населения России в среднем в июле 2005 г. составляли 7 816 руб. в расчете на человека.
Номинальная начисленная заработная плата одного работника в июле 2005 г. составила в среднем по России 8 680 руб., что на 23,3 % выше уровня июля прошлого года. Реальная величина заработной платы (скорректированная на инфляцию) выросла на 9 %. По сравнению с июнем 2005 г. средняя зарплата в июле в номинальном выражении выросла на 0,5 %, а в реальном не изменилась.
На 1 августа 2005 г. суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности составила 11,12 млрд руб. и снизилась по сравнению с 1 июля 2005 г.на 174 млн руб. (на 1,5 %).
Просроченная задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств составила на 1 августа 2005 г. 10 21 млрд руб., или 92 % общей суммы просроченной задолженности.
Задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней составила 911 млн руб. и выросла по сравнению с 1 июля 2005 г. на 86 млн руб. (10,4 %), в том числе из федерального бюджета - 216 млн руб. (увеличениена 16 млн руб., или на 7,8 %), бюджетов субъектов Российской Федерации - 85 млн руб. (снижение на 17 млн руб., или на 16,1 %), местных бюджетов - 610 млн руб. (увеличение на 87 млн руб., или на 16,6%).
В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, строительстве, добывающих и обрабатывающих производствах, сельском хозяйстве, рыболовстве и рыбоводстве – 91-100 % просроченной задолженности по заработной плате образовано из-за нехватки у организаций собственных средств; в коммунальных услугах по удалению сточных вод, отходов и аналогичной деятельности, в управлении недвижимым имуществом – 74-81 % общего объема задолженности связано с отсутствием собственных средств организаций и – 19-26 % - с долгами бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 31 % приходится на обрабатывающие производства и 26 % - на сельское хозяйство.
Объем просроченной задолженности по заработной плате на 1 августа 2005 г. составлял 4 % месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности; в образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг, деятельности в области культуры - менее 1 %.
В сельском хозяйстве объем просроченной задолженности составил четверть месячного фонда заработной платы в целом по организациям данного вида экономической деятельности.
Задолженность по заработной плате за последний месяц в общем объеме просроченной задолженности составила в среднем 41 %: в здравоохранении – 80 %, деятельности в области культуры – 73 %, образовании – 71 %, строительстве – 52 %, транспорте – 48 %, сельском хозяйстве – 28 %.
Из общей суммы невыплаченной заработной платы на долги, образовавшиеся в 2004 г.,приходится 2 млрд руб. (18,0 %), в 2003 г. и ранее 1,4 млрд руб. (13,0 %).
За период с 1 июля по 1 августа 2005 г. задолженность по заработной плате из-за отсутствия собственных средств организаций увеличилась в 43 субъектах Российской Федерации. Почти 20 % общего объема задолженности из-за отсутствия собственных средств организаций приходится на Москву, Алтайский, Приморский, Хабаровские края, Новосибирскую, Сахалинскую области, в которых размер указанной задолженности составил от 280 млн до 430 млн руб.
Задолженность по заработной плате на 1 августа 2005г. из-за недофинансирования из федерального бюджета отсутствовала в 41 субъекте Российской Федерации. Из общего объема задолженности из-за недофинансирования из федерального бюджета 167 млн руб., или 77 %, приходится на Москву, Санкт-Петербург, Республику Башкортостан, Московскую, Нижегородскую, Волгоградскую области, главным образом, на организации науки и обрабатывающие производства.
Отсутствовала на 1 августа задолженностьпо заработной плате из-за недофинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации в 50 регионах. Наибольший размер просроченной задолженности по заработной плате из-за недофинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации имели Республика Тыва (7,8 млн руб.), Волгоградская область (10,2 млн руб.), Камчатская область (20,2 млн руб.).
Отсутствовала на 1 августа 2005 г. просроченная задолженность из-за недофинансирования из местных бюджетов в 29 субъектах. Более 40 % задолженности из-за недофинансирования из местных бюджетов приходится на Иркутскую область (24,6 млн руб.), Кабардино-Балкарскую Республику (33,6 млн руб.), Тульскую область (40,4 млн руб.), Читинскую область (55,1 млн руб.), Хабаровский край (73,9 млн руб.), Камчатскую область (105,8 млн руб.).
 
 
 
В августе 2005 г. индекс потребительских цен составил 99,9 % (в августе 2004г. - 100,4 %).
 
Динамика потребительских цен по группам товаров и услуг
в процентах

 
К предыдущему месяцу
Среднесуточный прирост (снижение) цен
Август 2005г. к декабрю 2004г.
Справочно
август 2004г. к декабрю 2003г.
июль
август
август
справочно август
2004г.
 
Индекс потребительских цен
100,5
99,9
-0,005
0,014
108,3
107,6
 
в том числе на:
 
товары
100,3
99,6
-0,013
0,009
105,9
106,1
 
продовольственные товары
100,3
99,0
-0,034
0,004
107,8
107,2
 
продовольственные товары без плодоовощной продукции
100,5
100,5
0,015
0,024
106,6
107,1
 
непродовольственные товары
100,4
100,5
0,017
0,017
103,4
104,6
 
платные услуги населению
100,9
100,8
0,025
0,031
117,4
113,6
 

В августе в 39 субъектах Российской Федерации (кроме автономных округов, входящих в состав края, области) индекс потребительских цен составил менее 100,0 %.
Среди субъектов Российской Федерации наибольшее снижение цен отмечалось в Ивановской области - на 1,8 %, Республике Северная Осетия - Алания и Карачаево-Черкесской Республике - на 1,2 % и 1,1 % соответственно, в результате снижения цен на продукты питания на 2,4-4,7 %.
Вместе с тем, в 8 субъектах Российской Федерации удорожание товаров и услуг составило более 0,4 %. Наибольший прирост потребительских цен отмечался в Кабардино-Балкарской Республике - на 1,7 %, где цены на продукты питания и тарифы на платные услуги стали дороже на 2,2 %.
В Москве индекс потребительских цен за месяц составил 99,3 % (с начала года - 108,1 %), в Санкт-Петербурге - 100,0 % (с начала года - 109,7 %).
Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце августа составила 1 343,9 руб. в расчете на месяц. По сравнению с концом июля его стоимость снизилась на 4,1 % (с начала года увеличилась на 10,3 %).
 

 

 
Информация о стоимости минимального набора продуктов питания и ее изменении по сравнению с предыдущим месяцем в субъектах Российской Федерации
(кроме автономных округов, входящих в состав края, области)
Максимальная стоимость
Минимальная стоимость
регион
рублей
изменение стоимости набора, %
регион
рублей
изменение стоимости набора, %
Чукотский авт. округ
4 224,5
99,6
Чувашская Республика
1 114,4
92,3
Камчатская область
2 416,8
99,8
Республика Калмыкия
1 121,2
97,5
Магаданская область
2 186,5
99,3
Тамбовская область
1 130,6
93,9
Сахалинская область
2 112,9
99,9
Курская область
1 131,1
92,1
Республика Саха (Якутия)
2 073,5
101,8
Липецкая область
1 131,7
93,0
 
Стоимость набора в Москве в конце августа составила 1 634,6 руб. и за месяц снизилась на 5,1 % (с начала года увеличилась на 8,5 %), в Санкт-Петербурге – 1 477,6 руб. и снизилась на 3,8 % (с начала года выросла на 12,1 %).
 
 
2. Экономическая ситуация
ВВП России в I полугодии 2005 г. вырос на 5,7 % по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. и составил в текущих ценах 9 395,0 млрд руб.
Во II квартале 2005 г. ВВП России увеличился на 6,1 % по сравнению со II кварталом 2004 г. и на 8,0 % по сравнению с I кварталом 2005 г.
В текущих ценах ВВП РФ во II квартале 2005 г. составил 5 030,1 млрд руб. Индекс-дефлятор ВВП за II квартал 2005 г. по отношению к ценам II квартала 2004 г. составил 121,1 %. В I квартале 2005 г. ВВП России вырос на 5,2 % по сравнению с I кварталом 2004 г.
В I полугодии 2004 г. рост ВВП России составил 7,6 % по отношению к I полугодию 2003 г., в том числе в I квартале 2004 г. ВВП вырос на 7,6 %, а во II квартале 2004 г. - на 7,7 %.
В структуре роста ВВП в I полугодии 2005 г., валовая добавленная стоимость в сфере добычи полезных ископаемых выросла на 2,1 % (в том числе во II квартале на 1,2 %), в обрабатывающих отраслях - на 1,3 % (на 2,8 %), в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды - на 0,6 % (на 0,7 %), в строительстве - на 5,7 % (на 6,6 %), торговле - на 10,1 % (на 10,8 %), в транспорте и связи - на 6,5 % (на 6,8 %).
Официальный прогноз Минэкономразвития Российской Федерации по росту ВВП в 2005 г. составляет 5,9 %. При этом эксперты министерства не исключают, что рост экономики по итогам года может составить 6,0-6,1 %. Рост ВВП России в 2004 году составил 7,2 %.
Рост промышленного производства в России в июле 2005 г. составил 4,9 % по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. Как сообщалось ранее, в июне 2005 г. был зафиксирован рост промпроизводства на уровне 6,9 % по сравнению с июнем прошлого года, в мае - 1,4 %, в апреле - 5,0 %, в марте - 4,0 %, в феврале - 5,1 %, в январе -2,1 %. В целом за январь-июль 2005 г. промышленный рост составил 4,1 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В январе-июле 2004 г. промпроизводство в РФ выросло на 7,2 % по сравнению с аналогичным периодом 2003 г., в том числе в июле - на 6,9 %.
В июле продолжали оставаться высокими темпы роста в обрабатывающей промышленности, несколько выросли темпы роста в секторе производства и распределения электроэнергии, газа и воды, а добывающая промышленность продолжала расти низкими темпами.
Добыча полезных ископаемых в январе-июле 2005 года увеличилась на 1,3 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в том числе в июле - на 0,7 %). Обрабатывающие производства увеличили выпуск в январе- июле на 5,8 % (в июле - на 7,2 %). Производство и распределение электроэнергии, газа и воды выросло в январе-июле на 2,0 % (в июле - на 3,4 %).
Добыча нефти и газового конденсата за 7 месяцев составила 270 млн т (рост на 2,5 % к январю-июлю 2004 г., в том числе в июле - на 1,1 %), добыча газа - 371 млрд кубометров (рост на 0,6 % за 7 месяцев, в июле - снижение на 1,0 %), железной руды - 54,7 млн т (снижение на 2,7 % и 16,6 % соответственно), строительных нерудных материалов - 132,0 млн кубометров (снижение на 4,0 % и 0,1 % соответственно), апатитового концентрата - 2,5 млн т (рост на 1,3 % за 7 месяцев, в июле снижение на 3,1 %), угля - 164 млн т (рост на 2,2 % за 7 месяцев, в июле - снижение на 0,4 %).
Производство минеральных удобрений в январе-июле составило 9,6 млн т и увеличилось на 3,8 % по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. (в июле - на 3,4 %), бензина - 18,2 млн т (рост на 5,9 % за 7 месяцев и на 9,5 % в июле), легковых автомашин - 589 тыс. (снижение на 7,6 % и на 13,0 %), стальных труб - 3,7 млн т (рост на 0,7 % и 3,4 %), готового проката черных металлов - 31,1 млн т (рост на 0,9 %, в июле - снижение на 8,0 %).
Производство электроэнергии в России в январе-июле 2005 г. составило 547 млрд кВт.ч (на 2,2 % больше по сравнению с январем-июлем 2004 года, в том числе в июле - на 3,5 %), теплоэнергии - 860 млн Гкал. (за 7 месяцев рост на 1,2 %, в июле снижение на 2,0 %).
По итогам 2005 г. Минэкономразвития прогнозирует рост промпроизводства на уровне 4,4-4,6 %. В 2004 г. объем промышленного производства в России вырос на 7,3 %.
Объем инвестиций в основной капитал в России в июле 2005 г. снизился по сравнению с июнем на 1,2 % - до 290,8 млрд рублей. Вместе с тем этот показатель увеличился на 11,2 % по сравнению с соответствующим месяцем 2004 г. В июне аналогичный показатель составлял 11 %, в мае - 6,8 %, в апреле – 11 %, в марте – 8 %, феврале - 7,8 %, в январе - 7,0 %.
В январе-июле 2005 г. объем инвестиций в основной капитал превысил на 9,7 % показатель того же периода 2004 г. В январе-июле 2004 г. рост инвестиций в основной капитал составлял 12,1 %.
Хозяйства всех категорий России к 1 сентября 2005 г. собрали 59,7 млн тонн зерна (в первоначально оприходованном весе), что на 1,9 % больше, чем на аналогичную дату прошлого года.
Наибольшая доля собранного зерна - 47,7 млн т (на 0,2 млн т больше прошлогоднего) - приходится на сельхозорганизации. Они обмолотили зерно на площади 21,4 млн га (на 0,6 млн га меньше, чем на 1 сентября прошлого года), что составляет 62,3 % к площади посевов. Урожайность зерна составляет 22,3 центнера с 1 га против 21,5 ц/га на аналогичную дату прошлого года.
С учетом летней гибели посевов и использования части их на кормовые цели осталось убрать 11,8 млн га зерновых культур (без кукурузы).
Сбор пшеницы в сельхозорганизациях составил 29,3 млн т, что на 1,6 млн т больше, чем на 1 сентября 2004 г. Урожайность увеличилась на 1,1 ц/га - до 25,5 ц/га.
В регионах Южного федерального округа зерновые обмолочены на 93,7 % посевов, Центрального и Приволжского - на 82,4 % и 71,5 %, Дальневосточного и Северо-Западного - на 65,2 % и 53,5 %, Сибирского и Уральского федеральных округов - на 20,8 % и 23,8 % посевов.
В сельхозорганизациях сосредоточено 79,7 % площадей зерновых культур.
Хозяйства всех категорий накопали 13 млн т картофеля, на 9,9 % больше аналогичного показателя прошлого года.
Сбор овощей составил 5,3 млн т и увеличился по сравнению с прошлым годом на 6,5 %. Лен-долгунец вытереблен с 53,7 % площадей, в прошлом году к этому времени было убрано 48,5 % посевов.
По прогнозу Минсельхоза Российской Федерации, валовой сбор зерна (в весе после доработки) в стране в этом году может составить 76-78 млн т. В прошлом году Россия собрала 78 млн т зерна.
Оборот розничной торговли в России в январе-июле 2005 г. увеличился на 11,4 % в товарной массе по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 3 704,5 млрд руб. В июле этого года оборот розничной торговли составил 570,9 млрд руб., что на 11,8 % больше, чем в июле 2004 г.
В июле 2005 г. оборот розничной торговли на 79,1 % был сформирован торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в стационарной торговой сети. В июле 2004 г. этот показатель был на уровне 78,1 %. Доля рынков в обороте розничной торговли в июле 2005 г. составила 20,9 % против 21,9 % в том же месяце прошлого года.
В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров в июле 2005 г. достиг 46,7 %, непродовольственных товаров - 53,3 % (в июле 2004 г. – 46 % и 54 %, соответственно).
Вклады физических лиц на рублевых и валютных счетах в российских банках к 1 июля 2005 г. составили 2 302,4 млрд руб., увеличившись по сравнению с 1 июля 2004 г. на 29,8 %.
Доля Сбербанка России в общем объеме рублевых и валютных банковских сбережений населения за январь-июнь сократилась на 2,1 процентного пункта и составила на 1 июля 2005 г. 57,5 % (на 1 июня - 57,3 %).
На рублевых счетах в российских банках к 1 июля этого года было сосредоточено 1 723,0 млрд руб. (рост по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. на 33,6 %). Вклады в иностранной валюте в пересчете на российские рубли составляли на 1 июля 579,4 млрд руб. (рост на 19,6 %).
В Сбербанке России к 1 июля россияне имели на вкладах 1 324,9 млрд руб., в том числе на рублевых счетах – 1 076,9 млрд руб., на валютных счетах - 248,0 млрд руб. По данным на 1 июля, в структуре вкладов населения в Сбербанке преобладали пенсионные вклады (включая срочные), на долю которых приходилось 57,8 % общей суммы сбережений населения против 59,1 % на 1 июля 2004 г. На долю срочных вкладов и депозитов пришлось 32,4 % всех вложений населения в Сбербанке против 27,9 % годом раньше. Остальная сумма банковских вкладов распределилась между другими видами вложений.
 

 

 
3. Консолидированный и федеральный бюджеты
 
Консолидированный бюджет России за I полугодие 2005 г. исполнен с профицитом 1 070,7 млрд руб., тогда как в I полугодии 2004 г. профицит был равен 412,0 млрд руб.
Доходы консолидированного бюджета составили за январь-июнь 2005 г. 3 513,8 млрд руб. (в январе-июне 2004 г. – 2 424,4 млрд руб.).
Расходы составили 2 443,1 млрд руб. (2 012,4 млрд руб.).
Основная доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации пришлась на НДС на товары, реализуемые на территории России - 586,9 млрд руб., НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, составил 193,1 млрд руб., налог на прибыль предприятий - 677,8 млрд руб., доходы от внешнеэкономической деятельности - 676,5 млрд руб., налог на доходы физических лиц - 304,5 млрд руб., акцизы на товары, производимые на территории РФ - 118,8 млрд руб., акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ - 8,6 млрд руб., ЕСН - 127,8 млрд руб., доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности составили 102,5 млрд руб.
В структуре расходов консолидированного бюджета по итогам первых 6 месяцев 2005 г. расходы на социально-культурные мероприятия составили 866,3 млрд руб., на общегосударственные вопросы - 318,0 млрд руб. (в том числе на обслуживание государственного и внутреннего долга - 119,2 млрд руб.), на национальную оборону - 244,9 млрд руб., на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - 239,3 млрд руб., на национальную экономику - 271,1 млрд руб., на жилищно-коммунальное хозяйство - 175,4 млрд руб. Трансферты внебюджетным фондам составили 321,0 млрд руб.
Профицит федерального бюджета за первое полугодие 2005 г. составил 942,2 млрд руб.
Доходы федерального бюджета за первое полугодие составили 2 386,4 млрд руб., или 25,7 % к объему ВВП за первое полугодие и 71,7 % к утвержденной росписи поступления доходов в федеральный бюджет за весь год.
Расходы федерального бюджета в первом полугодии 2005 года составили 1 444,2 млрд руб., или 86,6 % к уточненной бюджетной росписи расходов на 1 полугодие 2005 г.
На увеличение доходов федерального бюджета в первом полугодии повлиял ряд факторов - в частности, изменение макроэкономических показателей и контрольные мероприятия налоговых органов.
Изменение макроэкономических показателей привело к совокупному увеличению дохода федерального бюджета в первом полугодии на 466,5 млрд руб. В том числе за счет роста цен на энергоносители доходы бюджета увеличились на 355,6 млрд руб.; за счет роста объемов ВВП - на 133,8 млрд руб.; за счет добычи природных ресурсов, объемов экспорта и импорта, подакцизной продукции - на 44,4 млрд руб. Одновременно изменение курса доллара привело к уменьшению доходов бюджета на 67,3 млрд руб.
В результате контрольных мероприятий налоговых органов поступления в бюджет в первом полугодии увеличились на 272,6 млрд руб., из них 184,4 млрд руб. - дополнительно начисленные налоги и сборы по НК «ЮКОС», погашение налоговой задолженности ОАО «Сибнефть», а также предприятиями, расположенными на территории Башкортостана; 81,6 млрд руб. - безвозмездные перечисления от бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; и 6,6 млрд руб. - исполнительский сбор, взысканный по исполнительному производству в отношении НК «ЮКОС».
Налоговые доходы федерального бюджета в первом полугодии составили 1 519,1 млрд руб. (16,3 % к ВВП), что на 446,1 млрд руб., или 41,6 %, больше, чем предусмотрено бюджетной росписью на первое полугодие 2005 г.
Объем средств Стабилизационного фонда Российской Федерации на 1 июля 2005 г. составил 617,87 млрд руб. Объем средств Стабфонда сопоставим с 6,6 % объема ВВП за первое полугодие 2005 г.
Объем Стабфонда в июне 2005 г. были уменьшен для досрочного осуществления платежей по погашению части внешнего долга Российской Федерации перед странами-членами Парижского клуба на сумму 430,08 млрд руб. Кроме того, в январе 2005 г. из Стабфонда было перечислено 93,46 млрд руб. для погашения государственного внешнего долга.
В феврале-июне 2005 г. Стабфонд пополнился за счет доходов января на 60,29 млрд руб., за счет доходов февраля - на 60,95 млрд руб., марта - на 89,54 млрд руб., апреля - на 96,5 млрд руб., мая - на 94,74 млрд руб..
 

 

4. Внешнеторговый оборот
 
 
Положительное сальдо внешнеторгового баланса России выросло в январе-июле 2005 г. до 78,9 млрд долл. США против 55,2 млрд долл. за аналогичный период 2004 г.
Внешнеторговый оборот России составил 181,7 млрд долл. и по сравнению с январем-июлем 2004 г. увеличился на 34,7 %, в том числе со странами дальнего зарубежья - 153,9 млрд долл. (рост на 39,7 %), со странами СНГ - 27,8 млрд долл. (рост на 12,3 %).
Экспорт России за 7 месяцев 2005 г. составил 130,3 млрд долл. и по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. увеличился на 37,1 %, в том числе в страны дальнего зарубежья - 113 млрд долл. (рост на 41,4 %), в страны СНГ - 17,3 млрд долл. (рост на 14,3 %).
В товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья удельный вес топливно-энергетических товаров в январе-июле 2005 г. составил 65,1 % от всего объема экспорта в эти страны (в январе-июле прошлого года - 60,1 %), металлов и изделий из них - 16,7 % (17,6 %), продукции химической промышленности - 5,7 % (6,1 %), лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий - 3,7 % (4,3 %).
В товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе-июле 2005 г. доля продукции топливно-энергетического комплекса составила 42,5 % от всего объема экспорта в эти страны (в январе-июле прошлого года - 44,2 %), металлов и изделий из них - 12,1 % (9,5 %), машин и оборудования - 19,7 % (22,3 %).
Импорт России в январе-июле 2005 г. составил 51,4 млрд долл. и по сравнению с январем-июлем 2004 г. вырос на 29,0 %, в том числе из стран дальнего зарубежья - 40,9 млрд долл. (рост на 35,3 %), из стран СНГ - 10,5 млрд долл. (рост на 9,1 %).
В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья доля машин и оборудования составила 46,7 % (в январе-июле 2004 г. - 44,7 %), продукции химической промышленности - 18,4 % (18,0 %), продовольственных товаров и сырья для их производства - 18,1 % (18,2 %).
В импорте из стран СНГ выросли закупки (физические объемы) чая - на 41,7 %, цитрусовых - в 3,0 раза, медикаментов - на 48,7 %, автомобилей легковых - на 86,3 %. Импорт черных металлов увеличился на 24,6 % (по стоимости).
Основными торговыми партнерами России в январе-июле 2005 года среди стран дальнего зарубежья были Германия, товарооборот с которой составил 18,2 млрд долл. (рост на 45,4 % к январю-июлю 2004 г.), Нидерланды - 14,7 млрд долл. (68,5 %), Италия - 12,3 млрд долл. (50,5 %), Китай - 10,0 млрд долл. (22,7 %), Турция - 6,6 млрд долл. (50,9 %), США - 6,2 млрд долл. (27,1 %), Финляндия - 6 млрд долл. (34,7 %), Польша - 6 млрд долл. (39,8 %), Великобритания - 5,9 млрд долл. (55,9 %), Япония - 5,1 млрд долл. (29,2 %).
 

 

 
5. Международные резервные активы[3] Российской Федерации
 
млн долл. США

Дата
Международные резервные активы
в том числе:
Резервные активы в иностранной валюте
СДР
Резервная позиция в МВФ
золото
Другие резервные активы
01.01.05
124 541
103 742
1
3
3 732
17 063
01.02.05
124 927
103 766
30
3
3 728
17 400
01.03.05
134 153
108 375
2
3
3 727
22 046
01.04.05
137 381
108 630
2
3
3 730
25 016
01.05.05
144 255
113 386
2
3
3 731
27 133
01.06.05
147 360
111 643
2
3
3 731
31 980
01.07.05
151 578
113 532
6
3
3 802
34 236
01.08.05
144 624
106 806
6
48
3 729
34 036
01.09.05
149 754
112 033
6
48
3 729
33 939

 
6. Структура государственного внешнего долга
 
Наименование
1 января 2005 г.
1 апреля 2005 г.
1 июля 2005 г.
 
млрд долларов США
млрд евро
млрд долларов США
млрд евро
млрд долларов США
млрд евро
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией )
114,1
83,7
108,1
83,4
107,6
89,5
 
Задолженность странам - участницам Парижского клуба
47,5
 
46,2
 
46,0
 
 
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб
6,4
 
6,2
 
6,1
 
 
Коммерческая задолженность
2,2
 
2,2
 
2,2
 
 
Задолженность перед международными финансовыми организациями
9,7
 
6,0
 
5,8
 
МВФ
3,6
 
-
 
-
 
Мировой банк
5,7
 
5,6
 
5,4
 
ЕБРР
0,4
 
0,4
 
0,4
 
 
Еврооблигационные займы
35,3
 
34,5
 
34,5
 
 
ОВГВЗ
7,1
 
7,1
 
7,1
 
 
Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России
5,5
 
5,5
 
5,5
 
Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте
0,4
 
0,4
 
0,4
 
 
 
Информационно-аналитический материал подготовлен с использованием данных Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru), Центрального банка Российской Федерации (www.cbr.ru), Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (www.economy.ru), Министерства финансов Российской Федерации (www.minfin.ru), Международной информационной Группы «Интерфакс» (www.interfax.ru), Агентства экономической информации «ПРАЙМ-ТАСС» (www.prime-tass.ru).
Информационно-аналитический материал подготовил консультант отдела аналитического обеспечения законодательной деятельности Правового управления Большаков К.П.
 

[1] В соответствии с методологией Международной Организации Труда.
[2] Доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен.
[3] Международные резервные активы представляют собой высоколиквидные финансовые активы, находящиеся в распоряжении Банка России и Правительства Российской Федерации по состоянию на отчетную дату. Международные резервные активы складываются из активов в иностранной валюте, монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и других резервных активов. В категорию активов в иностранной валюте входят валютные активы Банка России и Правительства Российской Федерации в форме наличных денег, банковских депозитов в банках-нерезидентах (с рейтингом не ниже "А" по классификациям "Fitch IВСА" и "Standard and Poor's" или "А2" по классификации "Moody's"), а также государственных и других ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, имеющих аналогичный рейтинг. В категории другие резервные активы учитываются средства в форме обратных репо. Из перечисленных активов, начиная с 1 сентября 1999 года, вычитается сумма, эквивалентная остаткам в иностранной валюте на корреспондентских счетах банков-резидентов в Банке России, кроме средств, предоставленных Внешэкономбанку для обслуживания государственного внешнего долга.