О состоянии и перспективах дорожного строительства в Российской Федерации.
Тезисы доклада руководителя федерального дорожного агентства А.П. Насонова на заседании президиума Фракции «Единая Россия» 07 июня 2004г.
В настоящее время парк автотранспортных средств увеличивается на 7 - 10% в год, прогнозируется, что к 2025 году:
- общая численность парка автомобилей возрастет в 2,4 раза и достигнет 65 млн ед., или 350 - 400 легковых автомобилей на 1 тыс. жителей, что соответствует современному уровню развитых стран;
- объем автомобильных перевозок пассажиров и грузов возрастет соответственно в 2 и 3 раза.
Общая протяженность федеральных, территориальных и муниципальных дорог превышает 1,1 млн км.. Протяженность федеральных и территориальных автомобильных дорог общего пользования составляет сейчас около 600 тыс. км, муниципальных - более 500 тыс.км.
Сегодня около 8 тыс. км автомобильных дорог работает в режиме перегрузки, на участках основных автомагистралей в непосредственной близости от крупных городов протяженностью около 1,5 тыс. км наблюдаются систематические заторы. Основные выходы из крупных городов полностью исчерпали свою пропускную способность, что приводит к многочасовым заторам, снижению скоростей движения до 5 км/ч, росту стоимости перевозок в 1,2 - 1,8 раза.
Около 50 тыс. населенных пунктов не имеют круглогодичной связи по дорогам с твердым покрытием. За последние 20 лет число населенных пунктов в России сократилось с 200 до 148 тыс., теряются освоенные территории, в большей части являющиеся перспективными (по данным Совета по развитию производительных сил) для социально-экономического развития.
Себестоимость автомобильных перевозок в России в 1,5 раза выше, чем в развитых зарубежных странах, расход топлива - на 30% больше. Размер транспортной составляющей в себестоимости продукции составляет 15 -20% против 7 - 8% в странах с развитой рыночной экономикой.
Автомобильные дороги в России выступают одним из главных ограничений, сдерживающих экономический рост, ухудшающих качество и уровень жизни, снижающим конкурентоспособность значительной части российских товаров.
Ежегодная сумма потерь, связанных с недостаточным развитием дорожной сети и ее техническим состоянием, оценивается в 450 - 500 млрд.руб., что превышает 3% ВВП.
В настоящее время ввод в эксплуатацию автомобильных дорог упал до 3 тыс. км в год, даже в годы экономического кризиса вводилось в два раза больше, чем сейчас. Объемы ремонта уменьшились в 1,5 раза, в результате не обеспечиваются требования безопасности дорожного движения.
При сохранении существующей тенденции развития и модернизации дорожной сети уже к 2010 году прогнозируется что:
- свыше 60% протяженности автомобильных дорог не будут соответствовать нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям, будут иметь место значительные разрушения дорожной сети;
- ДТП по дорожным условиям возрастут на 40-50% по сравнению с существующим уровнем;
- возникнут систематические заторы на подходах к крупным городам, протяженность федеральных автодорог с превышением нормативной загрузки возрастет в 4 раза, что приведет к снижению средней скорости движения на дорогах страны на 20%;
- сохранится тенденция сокращения сельских населенных пунктов и потери большого числа сельскохозяйственных угодий;
- будет прекращено строительство и реконструкция практически всех объектов, что повлечет за собой сокращение более 300 тыс. рабочих мест, а так же сокращение заказов на производство дорожной техники и строительных материалов в сопутствующих отраслях.
Складывающая ситуация была рассмотрена на заседании Государственного Совета Российской Федерации в октябре 2003 года при рассмотрении Транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 года. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам указанного заседания, в настоящее время завершается корректировка подпрограммы «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)», в которой отражены основные направления реформирования дорожного хозяйства. При корректировке были учтены задачи определенные Посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации, положения проводимой административной реформы и реформы органов местного самоуправления. Предусмотрено так же повышение требований к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог для обеспечения решения задачи удвоения ВВП страны к 2010 году.
В качестве приоритетных предусмотрено решение трех основных задач:
- Первая - поддержание транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог и повышение их эксплуатационных характеристик за счет приоритетного финансирования работ по содержанию, ремонту и модернизации;
- Вторая - развитие опорной дорожной сети, в - первую очередь, участков автомагистралей в составе международных транспортных коридоров, других федеральных и территориальных автомобильных дорог, обеспечивающих международные, межрегиональные и внутри региональные связи в интересах экономики и национальной безопасности России;
- Третья - совершенствование и развитие сети муниципальных автомобильных дорог для реализации потенциала социально-экономического развития территорий, связи населенных пунктов с дорожной сетью общего пользования, решения социальных проблем городского и сельского населения.
Важнейшим условием реализации подпрограммы является создание механизмов адекватного финансирования дорожного сектора, соответствующего растущей нагрузке на дорожную сеть.
Характерным сравнительным показателем является доля ВВП, направляемая в дорожное хозяйство. В развитых странах данный показатель составляет около 3-4% ВВП.
В 1997-200 годах Россия была по этому показателю на уровне большинства развитых стран. Но с 2001 года расходы на дорожное хозяйство снижались и составили в 2003 году 1,5% ВВП.
На основе анализа социально-экономической эффективности в подпрограмме определены необходимые объемы работ по содержанию, ремонту и модернизации автомобильных дорог и потребности в их финансировании, сформированы перечни приоритетных объектов строительства и реконструкции федеральных и основных территориальных дорог на период до 2010 года.
При этом, учитывая сложившуюся ситуацию, к реализации уточненных положений подпрограммы необходимо приступить незамедлительно.
В 2004 году, в условиях утвержденных параметров федерального бюджета, финансовая поддержка дорожного хозяйства может быть осуществлена только за счет дополнительных средств федерального бюджета, при этом они должны быть направлены на финансирование КАД г.Санкт-Петербурга и автодороги Чита - Хабаровск. Поэтому в текущем году основными направлениями деятельности являются:
- начало реализации ряда мер по повышению эффективности бюджетных расходов, системы ценообразования и закупок для нужд отрасли, совершенствование системы планирования и проектирования;
- осуществление мер по повышению качества дорожных работ, применение новых технологий и материалов, что позволит обеспечить увеличение сроков службы дорожных сооружений, уменьшит затраты на строительство и ремонт дорог.
На 2005 год показателями подпрограммы предусматривается увеличение расходов федерального бюджета на финансирование федеральных автомобильных дорог с 50,2 млрд. руб.(в текущем году) до 80 млрд. руб. При этом дополнительно запрашиваемые средства будут направлены в основном на обеспечение капитального ремонта и модернизации существующей сети федеральных автодорог.
Расходы на финансовую поддержку региональной дорожной сети субъектов Российской Федерации предполагаются в размере 35 млрд. руб. (при 29 млрд. руб. в текущем году). При этом в настоящее время завершается разработка методологии распределения указанных средств, предусматривающая их направление в первую очередь бюджетам субъектов Российской Федерации не имеющим в достаточном объеме собственных финансовых ресурсов на ремонт и содержание территориальных автодорог.
В связи с передачей в 2006-2007 годах расходных обязательств по содержанию и развитию муниципальных автомобильных дорог местным органам власти, разрабатываются предложения по передаче им доходных полномочий и определению источников финансирования.
Одним из важнейших условий эффективности предоставления государственных услуг и управления имуществом в дорожном хозяйстве является разработка соответствующих законодательных и нормативных правовых актов.
Для этого потребуется переработка и принятие закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», урегулирование вопросов классификации автомобильных дорог, определения прав и ответственности органов управления автомобильными дорогами и пользователей дорог, резервирования земель, финансирования дорожных работ и привлечения частных инвестиций в дорожное хозяйство.
Требуется принятие закона «О платных автомобильных дорогах».
Необходимо учесть масштаб расходных обязательств бюджетов на дорожное хозяйство всех уровней государственной власти и местного самоуправления при подготовке поправок в Налоговый и Бюджетный кодекс, связанных с пересмотром доходных и расходных полномочий.
Требуется также внесение изменений и дополнений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, в федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и др.
Потребность в развитии сети автомобильных дорог может быть удовлетворена не только за счет бюджетных средств.
Предусматривается сформировать механизмы и осуществить реализацию ряда дорожных проектов с привлечением внебюджетных средств для создания системы платных объектов на дорожной сети. В соответствии с проведенными исследованиями за счет внебюджетных средств могут быть реализованы отдельные проекты на наиболее загруженных направлениях.
Мероприятиями подпрограммы к 2010 году предусматривается обеспечить следующие основные результаты:
- пропускная способность наиболее загруженных участков возрастет на важнейших межрегиональных и международных маршрутах в 1,5-2 раза, в среднем по сети - на 20-30% . Средние скорости движения на основных автомагистралях возрастут на 13% и составят 70-75 км/час;
- транспортные издержки снизятся в среднем на 10%;
- улучшится безопасность дорожного движения и экологическая безопасность автодорог. Количество дорожно-транспортных происшествий из-за сопутствующих дорожных условий снизится на 14%;
- нормативные межремонтные сроки автодорог возрастут на 20-25%;
- будет обеспечена круглогодичная постоянная связь по дорогам с твердым покрытием 3,4 тыс. населенных пунктов.
В целом социально-экономический эффект от реализации мероприятий подпрограммы составит более 4 трлн. руб.