Справка об основных параметрах федерального бюджета на 2005 год
(по материалам к заседанию Правительства РФ 17 июня 2004 года)
Основные подходы Правительства РФ к формированию федерального бюджета на 2005 год определены стратегическими целями и задачами, поставленными Президентом Российской Федерации в его Послании Федеральному Собранию РФ.
Исходя из этого, сформулированы следующие основные задачи, стоящие перед бюджетной системой страны на 2005 год:
1) разграничение расходных обязательств и доходных источников между уровнями бюджетной системы;
2) отмена расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования;
3) изменение формы предоставления социальных льгот путем перевода натуральных льгот в денежную форму;
4) обеспечение реформы системы федеральных органов исполнительной власти.
Прогноз исполнения федерального бюджета в 2004 году
Исполнение федерального бюджета на 2004 год прогнозируется по доходам в сумме 3029,1 млрд. руб. или с увеличением на 286,2 млрд. рублей.
Основной прирост доходов в сумме 293,5 млрд. руб. ожидается в связи с более высоким (на 7 долл. США за баррель) прогнозным уровнем цены на нефть, по сравнению с заложенным в расчетах к бюджету на 2004 год. При этом 71.6% указанного прироста доходов подлежит в соответствии с Бюджетным кодексом РФ перечислению в Стабилизационный фонд РФ. Ожидаемый объем текущих поступлений в этот фонд в 2004 году оценивается в 311,1 млрд. руб., а с учетом сумм, зачисленных по состоянию на 1 января 2004 года, объем указанного фонда на конец 2004 года составит 417,1 млрд. руб. или 2,7% ВВП.
На уровне 16,8 млрд. руб. ожидается прирост доходов от единого социального налога (ЕСН), который в полном объеме подлежит перечислению в бюджет Пенсионного фонда РФ.
Одновременно прогнозируется недовыполнение утвержденных на 2004 год объемов по неналоговым доходам федерального бюджета в сумме 24,1 млрд. руб. в связи с предполагаемым недобором платежей от продажи лицензий на разработку месторождений в объеме 24,4 млрд. рублей.
Таким образом, увеличение доходов федерального бюджета ожидается в 2004 году на уровне 41,7 млрд. рублей.
Предполагается, что указанные дополнительные поступления, наряду с экономией по курсовой разнице по обслуживанию и погашению внешнего долга, будут в полном объеме направлены на замещение учтенных в составе источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета поступлений от реализации внешнего облигационного займа в объеме до 86,2 млрд. рублей.
Прогноз доходов федерального бюджета в 2005 году
При разработке проектировок основных параметров бюджетной системы на 2005 год учтены следующие изменения налогового законодательства:
- снижение до 26% ставки ЕСН, с распределением в федеральный бюджет - 6% поступлений, в бюджеты Пенсионного фонда РФ - 14%, Фонда социального страхования РФ - 3,2%, Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 0,8%, территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2% поступлений.
- перераспределение (в связи со снижением ЕСН) ставки налога на прибыль с 5 до 6,5% - для зачисления в федеральный бюджет и с 19 до 17,5% - для зачисления в бюджеты субъектов РФ;
- увеличение базовой ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по нефти с 347 до 400 рублей за 1 тонну, изменение формулы определения расчетной ставки на 1 тонну нефти и установление новой дифференцированной шкалы зависимости ставки вывозной таможенной пошлины от мировой цены на нефть;
- снижение ставок вывозных таможенных пошлин на все товары (кроме нефти, нефтепродуктов и газа) в среднем на 20%;
- индексация всех специфических ставок акцизов по подакцизным товарам с учетом прогнозируемого уровня инфляции, а также индексация специфической составляющей ставки акциза на табачные изделия (в среднем на 17%) сверх индексации на уровень прогнозируемой инфляции;
- принятие главы Налогового кодекса РФ, регулирующей уплату государственной пошлины;
- вступление в силу главы Налогового кодекса РФ, регулирующей уплату водного налога.
В расчетах доходов федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ приняты следующие изменения нормативов распределения по уровням бюджетной системы:
налог на добычу полезных ископаемых по нефти и газовому конденсату из всех видов месторождений распределяется между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в следующих соотношениях: 95% поступлений - в федеральный бюджет, 5% поступлений - в консолидированные бюджеты субъектов РФ;
водный налог в размере 100% поступлений зачисляется в федеральный бюджет с последующим финансированием, в соответствии с проектом Водного кодекса РФ, капитального ремонта и строительства гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов РФ;
платежи за пользование лесным фондом в размере 100% поступлений зачисляются в федеральный бюджет.
В 2005 году в составе неналоговых доходов федерального бюджета учтены поступления от разовых платежей за пользование недрами (продажа лицензий на разработку месторождений) в объеме 25 млрд. рублей в связи с прогнозируемым недобором аналогичных сумм в 2004 году.
В результате предлагается следующее изменение структуры основных доходов федерального бюджета:
| 2004 год (прогноз по цене на нефть – 22 долл. США за баррель, курс-31.3) | 2005 г . – проект (прогноз по цене на нефть – 26 долл. США за баррель, курс –30,2) | ||||
| млрд. руб. | % ВВП (15300) | % дох. | млрд. руб. | % ВВП (18080) | % дох. |
1.ЕСН | 438,2 | 2,9 | 16,0 | 260,2 | 1,4 | 8,4 |
2. НДС | 988,4 | 6,5 | 36,0 | 1094,0 | 6,1 | 35,3 |
3.Таможенные пошлины | 532,5 | 3,5 | 19,4 | 739,4 | 4,1 | 23,8 |
4. Налог на добычу полезных ископаемых | 267,9 | 1,8 | 9,8 | 400,2 | 2,2 | 12,9 |
5. Акцизы | 98,5 | 0,6 | 3,6 | 84,7* | 0,5 | 2,7 |
6. Налог на прибыль организаций | 164,6 | 1,1 | 6,0 | 235,2 | 1,3 | 7,6 |
*) в параметрах 2004 года по группе «Акцизы» учитывались поступления акцизов по природному газу (в части сумм по расчетам за газ, добытый до 1 января 2004 г., и погашение задолженности прошлых лет)
Таким образом, проектировки доходов федерального бюджета на 2005 год оцениваются в 3103,3 млрд. руб. или 17,2% ВВП.
Из указанной суммы 82,9 млрд. руб. должны быть направлены в Стабилизационный фонд РФ (для его наполнения до установленного норматива 500 млрд. рублей, с учетом, что к концу 2004 года наполнение фонда ожидается в объеме 417,1 млрд. рублей).
Еще до 184,8 млрд. рублей, вне зависимости от складывающихся цен на нефть, впервые могут быть направлены из этого фонда на финансирование текущих расходов.
Прогноз расходов федерального бюджета в 2005 году
Основные проектировки федерального бюджета на 2005 год по расходам определились в сумме 2916,3 млрд. руб. или 16,1% ВВП, в том числе процентные - 255,8 млрд. руб. или 1,4% ВВП, непроцентные, включая расходы, осуществляемые за счет ЕСН - 2660,4 млрд. руб. или 14,7% ВВП или с ростом в номинальном выражении против уровня 2004 года (закон) на 12,2%, в реальном выражении - на 3,85% (см. приложение).
При этом проектировки расходов федерального бюджета на 2005 и последующие годы исходят из необходимости обеспечения за счет средств федерального бюджета сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ, текущий дефицит которого в среднесрочной перспективе оценивается в 1-1,2% ВВП.
В этой связи прогнозные параметры расходов федерального бюджета на 2005 год предполагают частичное, в пределах превышения над 500 млрд. руб., использование средств Стабилизационного фонда в объеме 81 млрд. рублей для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ.
База расходов скорректирована на разграничение расходных полномочий между уровнями бюджетной системы в соответствии с проектом федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (планируется к принятию в период весенней сессии Государственной Думы)
Сформированные с учетом перечисленных факторов проектировки федерального бюджета определены как бюджет действующих обязательств, объем которых оценивается в 2005 году в сумме 2657,5 млрд. рублей или 91,1% расходов.Кроме того, предусматривается индексация отдельных затрат, с учетом прогнозируемой инфляции, учтены наиболее значимые решения, принятые Президентом и Правительством Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, на общую сумму 258,7 млрд.руб. или 8,9% расходов.
Особенности формирования расходной части федерального бюджета на 2005 год:
1.На реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы будет оказывать влияние разграничение полномочий между уровнями бюджетной системы. Поэтому финансирование объектов, находящихся в собственности субъектов РФ предполагается осуществлять в двух формах: объявление обязательств и финансирование объекта только за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций или софинансирование со стороны федерального бюджета объекта, строительство которого осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ.
2.Увеличение ассигнований на реализацию ФЦП «Жилище» для обеспечения жильем граждан, имевших до 1 января 2005 года льготу по внеочередному обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и др.
3. Дополнительное финансирование подпрограммы «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф» в объеме 2,0 млрд. рублей в связи с обострившейся проблемой обеспечения жильем данной категории граждан и наличием исполнительных листов судебных органов по данной проблеме.
4. Увеличение затрат на реализацию подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» до 5,4 млрд. рублей.
5. Наличие позиции «Резерв» в связи с необходимостью принятия решения об индексации до 20% (с 01.01.2005) заработной платы работникам бюджетной сферы федеральных учреждений, оплачиваемым по ЕТС, а также введением ежемесячного денежного поощрения для работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и аппаратов судов.
Аппарат фракции
Приложение
Функциональная структура расходов федерального бюджета на 2005 год
Наименование расходов | 2004 год | 2005 год | ||||
Предусмот-рено ФЗ от 23.12.04 №186-ФЗ (млн. руб.) | Удель-ный вес в расхо-дах, % | Удель-ный вес в ВВП (15300 млрд. руб.), % | Проект бюджета (млн. руб.) | Удель-ный вес в расхо-дах, % | Удель-ный вес в ВВП (18080 млрд. руб.), % | |
Общегосударствен-ные вопросы | 483 964,9 | 18,2 | 3,2 | 489 490,7 | 16,8 | 2,7 |
в т.ч. обслуживание государственного и муниципального долга | 287 570,6 | 10,8 | 1,9 | 255 829,8 | 8,8 | 1,4 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА | 435 619,2 | 16,4 | 2,8 | 519 464,2 | 17,8 | 2,9 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 326 349,7 | 12,3 | 2,1 | 388 255,9 | 13,3 | 2,1 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА | 165 270,4 | 6,2 | 1,1 | 201 848,8 | 6,9 | 1,1 |
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО | 149,7 | 0,0 | 0.0 | 257,8 | 0,0 | 0,0 |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 4 212,5 | 0,2 | 0,0 | 4 260,8 | 0,1 | 0,0 |
ОБРАЗОВАНИЕ | 121 281,1 | 4,6 | 0,8 | 101 390,1 | 3,5 | 0,6 |
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ | 27 338,0 | 1,0 | 0,2 | 29 484,3 | 1,0 | 0,2 |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ | 48 594,5 | 1,8 | 0,3 | 49 715,9 | 1,7 | 0,3 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА | 151 411,6 | 5,7 | 1,0 | 154 466,2 | 5,3 | 0,9 |
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ | 827 654,4 | 31,1 | 5,4 | 869 091,4 | 29,8 | 4,8 |
в т.ч. на денежные выплаты в связи с изменением формы предоставления натуральных льгот | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 166 213,1 | 5,7 | 0,9 |
Государственные капитальные вложения | 67 601,0 | 2,5 | 0,4 | 79 400,0 | 2,7 | 0,4 |
Резерв | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 29 127,5 | 1,0 | 0,2 |
ВСЕГО | 2 659 447,0 | 100,0 | 17,4 | 2 916 253,4 | 100,0 | 16,1 |