Информационно-аналитическая справка "О социально-экономической ситуации в России" (июнь 2004 г.)
Справка подготовлена с использованием данных Федеральной службы государственной статистики, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации.
1. Социальная ситуация
В истекшем периоде 2004 г. наблюдалось сохранение положительной динамики основных социальных показателей.
Реальные располагаемые денежные доходы населения России в январе-мае 2004 г. увеличились на 9,9 % по сравнению с тем же периодом 2003 г.
Номинальная величина денежных доходов населения (без поправки на инфляцию) выросла на 22,4 % до 5 445 руб. на человека.
Размеры среднемесячной начисленной заработной платы на одного работника составили в мае 2004 г. 6 577 руб. По сравнению с маем 2003 г. среднемесячная начисленная зарплата в стране выросла на 25,1 %, ее величина с учетом инфляции - на 13,6 %.
Уровень начисленной среднемесячной заработной платы в среднем по всем отраслям промышленности составил в апреле 2004 г. 7 649 руб., в финансово-кредитных организациях – 16 627 руб., в сельском хозяйстве – 2 406 руб.
Наиболее высокий уровень оплаты труда был в газовой (32 256 руб.), нефтедобывающей (20 075 руб.) и нефтеперерабатывающей (13 072 руб.) отраслях промышленности.
Уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения составил к уровню в целом по промышленности 58 %, работников образования – 54 %, культуры и искусства – 53 %.
Среднемесячная заработная плата сотрудников центральных аппаратов федеральных министерств и ведомств в I квартале 2004 г. составила 8 186 руб., размеры среднемесячной заработной платы работников территориальных федеральных органов исполнительной власти – 6 215 руб.
Среднемесячная заработная плата сотрудников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в I квартале составила 11 875 руб., работников органов местного самоуправления – 7 434 руб.
В регионах России отношение среднемесячной начисленной заработной платы работников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к заработной плате работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти колеблется от 103,0 % (Республика Дагестан) до 365,3 % (Московская область).
Максимальная величина среднемесячной заработной платы работников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в I квартале 2004 г. была в Таймырском автономном округе (44 208 руб.), в Ханты-Мансийском автономном округе (40 312 руб.), в Ненецком автономном округе (37 505 руб.).
Минимальная величина среднемесячной зарплаты работников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации наблюдалась в Республике Дагестан (4 678 руб.), в Республике Татарстан (5 058 руб.), в Чувашской Республике (5 923 руб.).
В г. Москве средняя зарплата работников органов исполнительной власти в I квартале составила 14 202 руб., в Московской области – 19 269 руб., в Санкт-Петербурге – 18 815 руб., в Ленинградской области – 14 740 руб.
Суммарная просроченная задолженность по зарплате в стране(без учета субъектов малого предпринимательства) выросла в мае на 1,8 % или на 430 млн руб. и составила на 1 июня 2004 г. 24,4 млрд руб. По сравнению с данными на начало июня 2003 г. задолженность по заработной плате сократилась на 23,1 %.
Основная сумма задолженности по заработной плате сложилась из-за отсутствия у организаций собственных средств - 21,7 млрд руб.
Задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней составила на 1 июня 2004 г. 2,7 млрд руб. (рост за май на 12,3 % или на 297 млн руб.), в том числе задолженность из федерального бюджета - 304 млн руб. (увеличение на 6 % или на 18 млн руб.).
В мае 2004 г. средний размер назначенных месячных пенсий составил 1 889,3 руб. и увеличился по сравнению с маем 2003 г. на 17,5 %.
Индекс потребительских цен в июне 2004 г. составил 100,8 % (с начала года - 106,1 %), в том числе на продовольственные товары - 100,8 %, непродовольственные товары - 100,7 %, платные услуги населению - 100,9 %.
Выше среднего увеличения цен на продовольственные товары оставались темпы прироста цен на мясо и субпродукты. Так, баранина, говядина, свинина, фарш мясной стали дороже в июне на 1,3 - 2,6 %. Хлеб и хлебобулочные изделия в июне стали дороже на 0,7 % (по сравнению с июнем прошлого года – на 32,5 %).
В июне опережающими темпами продолжали расти цены на бензин автомобильный. Бензин марки А-76 за месяц стал дороже на 7,3 % (с начала года - на 15,2 %), марки АИ-92 - на 6,2 % (на 14,0 %), марки АИ-95 и выше - на 5,6 % (на 12,2 %).
В среднем прирост цен на топливо для населения составил 2,9 %, в том числе на уголь – 5,0 %.
Число замещаемых рабочих мест для полной занятости работников в крупных и средних организациях составило а апреле 2004 г. - 40,9 млн.
При общей численности экономически активного населения страны 72,1 млн человек общая численность безработных в России на конец мая 2004 г. составила 5,821 млн человек, уменьшившись за месяц на 251 тыс. человек.
Уровень безработицы в России в конце мая 2004 г. составил 8,1 % экономически активного населения.Из общего количества безработных в России – 5,8 млн. человек в Государственной службе занятости были официально зарегистрированы в конце мая 1,593 млн человек, в том числе 332,7 тыс. человек - в Чеченской республике. За май численность зарегистрированных безработных в стране снизилась на 52 тыс. человек.
Численность населения России в январе-апреле 2004 г. уменьшилась на 287,4 тыс. человек, или на 0,2%, и составила на 1 мая 143,9 млн человек.Сокращение численности населения происходило из-за естественной убыли населения.
В январе-мае 2004 г. в стране зарегистрировано 1 171,2 тыс. преступлений, что на 1,6 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 41 субъекте Российской Федерации, снижение – в 48 субъектах.
Регионы с наибольшими темпами прироста числа зарегистрированных преступлений (%)
|
Регионы, в которых отмечено снижение числа зарегистрированных преступлений (%)
|
Пензенская область 46,1
|
Республика Калмыкия 22,2
|
Удмуртская Республика 31,3
|
Липецкая область 20,4
|
Кировская область 22,8
|
Республика Северная Осетия-Алания 19,3
|
Челябинская 18,7
|
Мурманская область 17,7
|
Томская область 18,5
|
Алтайский край 16,4
|
Архангельская область 18,2
|
Читинская область 16,1
|
Республика Марий Эл 17,3
|
Рязанская область 14,9
|
Чувашская Республика 16,8
|
Новгородская область 12,0
|
Кабардино-Балкарская Республика 15,7
|
Амурская область 11,9
|
Калужская область 13,2
|
Камчатская область 11,7
|
Почти половину всех зарегистрированных преступлений (51,3 %) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем: кражи – 484,2 тыс. (+8,5 %), грабежа – 94,5 тыс. (+23,5 %), разбоя – 22,3 тыс. (+12,2 %).
В январе-мае 2004 г. выявлено 80,7 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 3,9 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
В январе-мае 2004 г. раскрыто 650,4 тыс. преступлений (+1,4%). Не раскрыто 486,5 тыс. преступлений, что на 11,7 % превышает аналогичный показатель в январе-мае 2003 г.
2. Экономическая ситуация
Объем ВВП России за I квартал 2004 г. составил в текущих ценах 3 598,9 млрд. руб. Темп роста его реального объема относительно I квартала 2003 г. составил 107,4 %.
Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации в январе-мае 2004 г. выросли на 12,8 % по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. В мае инвестиции выросли на 12,5 % по сравнению с маем 2003 г. и составили 198,9 млрд. руб. (в январе-мае 2003 г. рост инвестиций в России составил 11,9 % по сравнению с аналогичным периодом 2002 г.).
Выпуск продукции и услуг в пяти базовых отраслях российской экономики(промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, розничная торговля) в январе-мае 2004 г. увеличился на 7,7 % по сравнению с тем же периодом 2003 г. (в январе-мае 2003 г. по сравнению с январем-маем 2002 г. рост выпуска продукции и услуг базовых отраслей составлял 7,1 %).
В мае 2004 г. по сравнению с тем же месяцем 2003 г. выпуск продукции и услуг базовых отраслей вырос на 6,9 %, в мае текущего года по сравнению с апрелем 2004 г. выпуск продукции и услуг основных отраслей российской экономики вырос на 1,3 %.
Рост промышленного производства в России за январь-май 2004 г. составил 7 % по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. В мае 2004 г. промышленный рост в России составил 5,5 %.
За январь-май цены производителей выросли на 14,9 % (в том числе в апреле их рост составлял 2,7 %, в марте – 1,7 %, в феврале – 3,4 %, в январе – 4,2 %).Цены производителей промышленной продукции в России в мае 2004 г. выросли на 2,1 %.
В январе-мае 2003 г. цены производителей в промышленности выросли на 4,4%.
В январе-мае нынешнего года в электроэнергетике цены на отпускаемую продукциюповысились на 11,4 %, в том числе в мае – на 0,3 %.
В нефтедобывающей промышленности цены производителей за 5 месяцев выросли на 18,4 % (в том числе в мае – на 1,1 %), в нефтеперерабатывающей – на 12,3 % (в мае выросли на 9,3 %).
В газовой промышленности цены производителей повысились за январь-май на 77,7 %, за май они увеличились на 2,7 %.
В угольной промышленности цены поднялись на 26,4 %, в том числе в мае – на 12,9 %.
В черной металлургии за январь-май цены повысились на 45,9 % (в мае – на 8,9 %), в цветной металлургии – на 6 % (в мае цены снизились на 1,3 %).
В химической промышленности их рост составил по итогам января-мая 14,3 % (в мае цены снизились на 0,5 %), в нефтехимической отрасли цены выросли на 4,7 % (в мае – на 1,3 %).
На предприятиях машиностроения за январь-апрель цены поднялись на 8,9 % (1,6 % в апреле), в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности – на 5,9 % (0,7 %), в промышленности стройматериалов – на 9,6 % (2 %), в легкой – на 4,9 % (в мае цены не изменились), пищевой – на 6,8 % (0,8 %).
По итогам I полугодия 2004 г. Россия вышла на рекордные за минувшие тринадцать лет объемы добычи и экспорта нефти. За шесть месяцев российские нефтяные компании добыли свыше 223,628 млн. т нефти и газового конденсата, что сопоставимо с показателем первого полугодия 1991 г.При этом суточная добыча нефти в январе-июне этого года почти на 800 тыс. баррелей превысила соответствующий показатель прошлого года, приблизившись к отметке 9 млн. барр./сутки. Такой уровень добычи доступен лишь Саудовской Аравии, до недавнего времени считавшейся самым крупным производителем сырья в мире. При этом Россия, не являясь членом ОПЕК, не ограничена, в отличие от Саудовской Аравии, обязательствами по ограничению добычи сырья.
Лидером российской нефтедобычи остается НК «ЮКОС», производя нефти в среднем 1,7 млн. барр./сутки. С небольшим отставанием за ним идет «ЛУКОЙЛ» - его суточная добыча составляет 1,66 млн. барр./сутки.
Рекордными в первом полугодии 2004 г. стали и экспортные поставки нефти из России. Так, за шесть месяцев российские нефтепроизводители вывезли в страны дальнего зарубежья свыше 88,878 млн. т сырья (3,56 млн. барр./сутки), превзойдя соответствующий показатель прошлого года на 22 %. В ближнее зарубежье российские нефтяные компании поставили с начала года 19,066 млн. т. При этом доля нефти «ЮКОСа» в общем объеме экспорта в дальнее зарубежье по системе АК «Транснефть» составила 18,041 млн. т (около 722 тыс. барр./сутки), «ЛУКОЙЛа» - 16,657 млн. т.
Российские нефтяники получили возможность столь существенно нарастить экспорт, в частности, благодаря расширению пропускной способности Балтийской трубопроводной системы (БТС). Если за шесть месяцев прошлого года через Приморск было прокачано лишь 6,5 млн. т нефти, то в этом году за январь-июнь порт перевалило почти 20 млн. т сырья.
За первое полугодие перевалка через Новороссийск (включая транзитные объемы) выросла почти на миллион тонн - до 24,564 млн. т, через Туапсе - сохранилась на уровне соответствующего показателя прошлого года (2,292 млн. т). При этом через терминалы Одессы было отгружено почти на 800 тыс. т сырья меньше, чем за первое полугодие 2003 г. (4,316 млн. т), а порт Бутинге снизил экспорт российской нефти почти на 1,5 млн. т (до 4,282 млн. т).
Транзит Казахстана в январе-июне этого года составил 8,566 млн. т, Азербайджана - 1,415 млн. т, что в общей сложности на 800 тыс. т выше соответствующего показателя прошлого года.
Оборот розничной торговли России в январе-мае 2004 г. составил 2 085,2 млрд. руб. и по сравнению с январем-маем 2003 г. увеличился на 11 %.В мае 2004 г. оборот розничной торговли России был равен 433,3 млрд. руб., что на 11,9 % больше, чем в мае 2003 г.
В мае 2004 г. оборот розничной торговли на 78 % формировался торгующими организациями, доля рынков составила 22 % (в мае 2003 г. – соответственно 76,3 % и 23,7 %).
В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров в мае 2004 г. составил 46,4 %, непродовольственных товаров – 53,6 % (в мае 2003 г. – 47,1 % и 52,9 % - соответственно).
В январе-мае 2004 г. россияне приобрели продовольственных товаров на 964,9 млрд. руб. (на 9,5 % больше, чем в январе-мае 2003 г.).
Непродовольственных товаров жители страны приобрели на 1 120,3 млрд. руб. (на 12,3 % больше прошлогоднего).
Объем рублевых вкладов в I квартале 2004 г. вырос на 15,0 % - с 1,075 трлн. руб. до 1,236 трлн. руб., вкладов в иностранной валюте - снизился на 3,5 % - с 464,8 млрд. руб. до 448,4 млрд. руб.
Наибольшими темпами в первые три месяца года росли долгосрочные рублевые вклады (на срок от года и больше). Они увеличились с 465,6 млрд. руб. до 592,8 млрд. руб., или на 27,3 %. Благодаря этому их доля в секторе рублевых вкладов увеличилась с 43,3 % до 48,0 %.
В снижении объема валютных накоплений, размер которых приведен в рублевом эквиваленте, существенную роль сыграло обесценение американской валюты по отношению к рублю – номинальное снижение курса доллара составило за три месяца - 3,2 %.
Среди рублевых вкладов отрицательная динамика зафиксирована у двух категорий вкладов – на сроки от месяца до трех и от трех месяцев до полугода. В то же время в категории валютных вкладов уменьшились объемы всех видов вкладов, за исключением долгосрочных. Их объем вырос со 186,3 млрд. руб. до 193,0 млрд. руб., или на 3,6 %. Доля этой категории в секторе валютных вкладов увеличилась с 42,2 % до 45,3 %.
3. Федеральный и консолидированный бюджеты
По предварительной оценке федеральный бюджет за январь-июнь 2004 г. исполнен:
по доходам – в сумме 1 533,2 млрд. руб., или на 114,3 % к бюджетным назначениям на I полугодие 2004 г.;
по расходам – в сумме 1 288,6 млрд. руб., или на 94,7 % к уточненной бюджетной росписи на I полугодие 2004 г.
Федеральный бюджет в январе-июне 2004 г. исполнен с профицитом в сумме 244,6 млрд. руб., что составляет 18,9 % от суммы финансирования расходов и 3,4 % от прогнозного объема ВВП на январь-июнь 2004 г.
Доходы федерального бюджета в январе-июне 2004 года сложились из поступления следующих сумм налогов, сборов и других платежей:
администрируемых Министерством по налогам и сборам Российской Федерации – в сумме 909,0 млрд. руб., что составило 110,4 % к бюджетным назначениям на I полугодие 2004 г.;
администрируемых Государственным таможенным комитетом – 522,97 млрд. руб., что составляет 126,3 % от бюджетных назначений ГТК России на I полугодие 2004 г.;
администрируемых Министерством имущественных отношений – в сумме 17,2 млрд. руб., или 124,2 % от бюджетных назначений на I полугодие;
администрируемых Минфином России и другими федеральными органами – 73,6 млрд. руб., или 90,8 % от бюджетных назначений на I полугодие;
администрируемых Минсельхозом России (Федеральное агентство по рыболовству) – 206,6 млн руб., или 34,4 % от бюджетных назначений на I полугодие;
администрируемых Министерством промышленности и энергетики РФ (Федеральное агентство по атомной энергии) – 10 млрд руб., или 110,4 % от бюджетных назначений на I полугодие 2004 г.
· Стабилизационный фонд Российской Федерации
В январе 2004 г. в соответствии со статьей 962 Бюджетного кодекса Российской Федерации был сформирован Стабилизационный фонд Российской Федерации в объеме 106,0 млрд. руб.; в феврале-июне он пополнился на 123,1 млрд руб. Таким образом, всего по состоянию на 01.07.04. сумма перечислений средств федерального бюджета в Стабилизационный фонд составила 229,1 млрд. руб.
· Финансирование расходов федерального бюджета
Перечисление средств федерального бюджета в январе-июне 2004 г. осуществлялось Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с документами, представленными главными распорядителями и иными прямыми получателями средств федерального бюджета.
В январе-июне 2004 г. в приоритетном порядке осуществлялось выделение средств на финансирование текущих выплат по заработной плате работникам бюджетной сферы и денежному довольствию военнослужащим. Средства на эти цели составили 342,8 млрд. руб.; пенсий и пособий военнослужащим и работникам правоохранительных органов – 53,7 млрд. руб.
по разделу «Государственное управление» расходы в январе-июне 2004 г. профинансированы в размере 39,1 млрд. руб., что составило 97,0 % к уточненной бюджетной росписи на I полугодие 2004 г.;
по разделу «Судебная власть» расходы в январе-июне составили 16,4 млрд. руб., или 98,2 % к уточненной бюджетной росписи на I полугодие;
по разделу «Национальная оборона» расходы в январе-июне составили 207,4 млрд. руб., или 99,4 % к уточненной бюджетной росписи на I полугодие;
по разделу «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства» расходы в январе-июне профинансированы в размере 158,0 млрд. руб., что составило 99,7 % к уточненной бюджетной росписи на I полугодие;
по разделу «Промышленность, энергетика и строительство» расходы в январе-июне составили 26,2 млрд. руб., или 91,6 % к уточненной бюджетной росписи на I полугодие 2004 г.;
по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» расходы в январе-июне составили 22,6 млрд. руб., или 97,8 % к уточненной бюджетной росписи на I полугодие;
по разделу «Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» расходы в январе-июне составили 13,2 млрд. руб., или 100,0 % к уточненной бюджетной росписи на I полугодие;
по разделу «Образование» расходы в январе-июне составили 72,7 млрд. руб., или 100,3 % к уточненной бюджетной росписи на I полугодие;
по разделу «Культура, искусство и кинематография» расходы в январе-июне составили 8,5 млрд. руб., или 101,0 % к уточненной бюджетной росписи на I полугодие;
по разделу «Средства массовой информации» расходы в январе-июне профинансированы в размере 5,0 млрд. руб., что составило 92,9 % к уточненной бюджетной росписи на I полугодие;
по разделу «Здравоохранение и физическая культура» расходы в январе-июне составили 22,7 млрд. руб., или 95,4 % к уточненной бюджетной росписи на I полугодие;
по разделу «Социальная политика» расходы в январе-июне составили 78,4 млрд. руб., или 94,9 % к уточненной бюджетной росписи на I полугодие;
по разделу «Обслуживание государственного и муниципального долга» расходы в январе-июне составили 103,2 млрд. руб., или 72,8 % к уточненной бюджетной росписи на I полугодие, в т.ч. обслуживание государственного и муниципального внутреннего долга – 15,9 млрд. руб., или 67,7 % к первому полугодию и обслуживание государственного внешнего долга – 87,2 млрд. руб., или 73,8 % к уточненной росписи на первое полугодие;
по разделу «Финансовая помощь бюджетам других уровней» расходы в январе-июне профинансированы в размере 412,5 млрд. руб., что составило 98,6 % к уточненной бюджетной росписи на I полугодие 2004 г., из них Пенсионный фонд Российской Федерации – 28,6 млрд. руб., или 98,6 % к уточненной росписи на первое полугодие 2004 г.
Министерство финансов Российской Федерации 14 июня 2004 г. внесло в Правительство Российской Федерации основные параметры проекта федерального бюджета на 2005 г.
Доходы федерального бюджета в 2005 г. запланированы в сумме 3 103,267 млрд. руб. (17,2 % ВВП), расходы – 2 916,253 млрд. руб. (16,1 % ВВП). Профицит запланирован в сумме 187,013 млрд. руб. (1 % ВВП).
Основные параметры федерального бюджета на 2005 г. спланированы исходя из среднегодового курса доллара к рублю на уровне 30,2 руб./долл.
Объем Стабилизационного фонда Российской Федерациина конец 2005 г. планируется в сумме 512,214 млрд. руб. При этом по итогам 2005 г. в Стабилизационный фонд поступит 267,672 млрд. руб.
Налоговые доходы федерального бюджета в 2005 г. запланированы в сумме 1 854,634 млрд. руб., неналоговые доходы – 988,413 млрд. руб., единый социальный налог – 260,22 млрд. руб.
Процентные расходы планируются в объеме 255,83 млрд. руб., в том числе внутренние – 68,676 млрд. руб., внешние – 187,154 млрд. руб.
Непроцентные расходы, включая расходы, осуществленные за счет единого социального налога, по плану составят 2 660,424 млрд. руб.
Профицит консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в январе-мае 2004 г. составил 102,523 млрд. руб., что вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда он равнялся 51,033 млрд. руб.
Доходы консолидированного бюджета регионов за первые пять месяцев года достигли 873,817 млрд. руб. (на 20,7 % больше, чем годом ранее – 724,222 млрд. руб.).
Расходы региональных бюджетов за этот период составили 771,294 млрд. руб. (рост на 14,6 % с 673,190 млрд. руб. в прошлом году).
Налоговые доходы консолидированного бюджета регионов в январе-мае составили 637,344 млрд. руб. (73 % доходов). Почти весь прирост доходов региональных бюджетов по сравнению с прошлым годом пришелся на рост налоговых сборов: они увеличились на 132,761 млрд. руб. (88,7 %) из 149,595 млрд. руб.
По итогам I квартала профицит консолидированного бюджета регионов равнялся 20,166 млрд. руб. В апреле региональные бюджеты были исполнены с профицитом в 76,511 млрд. руб., в мае – 5,846 млрд. руб.
Доходы регионов в мае составили 169,745 млрд. руб. (на 38,9 % меньше, чем в апреле), расходы – 163,898 млрд. руб. (снижение по сравнению с предшествующим месяцем на 18,6 %).
4. Внутренний и внешний долг
Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличился заI полугодие 2004 г. примерно на 6,8 % - с 663,534 млрд руб. на 1 января 2004 г. до 708,384 млрд руб. на 1 июля.
Внешний государственный долг Российской Федерации в I квартале 2004 г. уменьшился на 1,8 млрд долл., или на 1,7 %, - со 105,7 млрд долл. до 103,9 млрд долл.
Задолженность органов денежно-кредитного регулирования возросла за первые три месяца года с 7,8 млрд долл. до 8,4 млрд долл. (в том числе задолженность по кредитам МВФ снизилась с 5,1 млрд долл. до 4,6 млрд долл.).
Задолженность органов государственного управления снизилась в I квартале с 97,9 млрд долл. до 95,5 млрд долл., или на 2,5 %.
В том числе новый российский долг увеличился с 38,6 млрд долл. до 40,3 млрд долл., или на 4,4 %, а долг бывшего СССР снизился с 58,1 млрд долл. до 53,8 млрд долл., или на 7,4 %.
Рост объема нового российского долга был обусловлен увеличением размера задолженности по ценным бумаг в иностранной валюте на 1,9 млрд долл., или на 7,1 %, - с 26,8 млрд долл. до 28,7 млрд долл. (в том числе, по еврооблигациям, выпущенным при 2-й реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов - на 1,4 млрд долл. – с 16,8 млрд долл. до 18,2 млрд долл. и по ОВГВЗ VI и VII траншей и ОГВЗ 1999 года – на 0,5 млрд долл. – с 2,4 млрд долл. до 2,9 млрд долл.).
Основной вклад в снижение задолженности по долгу бывшего СССР внесло сокращение долга Парижскому клубу кредиторов на 1,7 млрд. – с 42,7 млрд долл. до 41,0 млрд долл. и задолженности, относящейся к категории «прочая», на 2,6 млрд долл. – с 10,4 млрд долл. до 7,8 млрд долл.
Объем выплат по внешнему долгу Российской Федерации в 2005 г. составит 18,9-19,0 млрд долл., в 2006 г. – 17,6-17,8 млрд долл., в 2007 г. – 14,9 млрд долл.
Согласно прогнозу, объемы погашения основного внешнего долга в 2005 г. достигнут 10,9 млрд долл., а процентные платежи 8,0-8,1 млрд долл., погашение основного долга в 2006 г. составит 9,8-9,9 млрд долл., а выплаты по процентам – 7,8-7,9 млрд долл. В 2007 г. выплаты на погашение основного долга составят 10,3 млрд долл., а процентные платежи – 4,6 млрд долл.
В 2004 г. по внешнему долгу должно быть выплачено 16,3 млрд долл. При этом на погашение основного долга будет направлено 9,1 млрд долл., а на выплату процентов – 7,2 млрд долл.
Аппарат Государственной Думы