Справка к проекту федерального закона №118923-4 "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(внесен Президентом Российской Федерации 8 декабря 2004
года)
Законопроект направлен на повышение роли и значения политических партий в жизни общества и государства и предусматривает, что все депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, т.е. исключительно по пропорциональной системе.
Федеральные списки кандидатов выдвигаются только политическими партиями, которые имеют право участвовать в выборах в соответствии с ФЗ "О политических партиях". Создание избирательных блоков не предусматривается.
В федеральный список кандидатов включается не более 450 кандидатов, которыми могут быть не только члены политической партии, выдвинувшей этот список, но и иные лица. Число таких лиц не должно превышать 50 процентов от числа кандидатов, включенных в указанный список.
- Федеральный список кандидатов может содержать общефедеральную часть, состоящую не более чем из трех кандидатов, и в обязательном порядке разбивается на региональные группы кандидатов, число которых не может быть менее четырех пятых от числа субъектов Российской Федерации. При этом каждая региональная группа должна соответствовать субъекту Российской Федерации или части его территории либо группе субъектов Российской Федерации. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать собой всю территорию Российской Федерации.
Регистрация федеральных списков кандидатов осуществляется на основании подписей избирателей либо избирательного залога. В отличие от действующего порядка, избирательный залог, внесенный после представления в ЦИК РФ подписных листов, возвращается политической партии, равно как и подписные листы, представленные после внесения избирательного залога.
- Политические партии, федеральные списки которых были допущены к распределению депутатских мандатов на последних выборах депутатов Государственной Думы, освобождаются от сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога.
Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии составляет 260 млн. рублей. Кроме того, избирательные фонды могут создаваться региональными отделениями политических партий при условии, что в федеральном списке кандидатов, выдвинутом политической партией, имеется региональная группа кандидатов, соответствующая субъекту Российской Федерации, в котором зарегистрировано региональное отделение этой политической партии. Средства избирательных фондов региональных отделений политических партий расходуются в основном на проведение предвыборной агитации.
- По результатам выборов депутатов Государственной Думы к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Предусматриваются случаи, когда к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, не преодолевшие 7-процентный барьер. Если ни один из федеральных списков кандидатов не получил 7 и более процентов голосов избирателей, либо все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, выборы депутатов Государственной Думы признаются несостоявшимися.
В законопроекте предложена новая методика распределения депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов между региональными группами кандидатов. За основу берется доля числа голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов на территории, которой соответствует каждая региональная группа кандидатов, в общем числе голосов избирателей, принявших участие в голосовании на этой территории. Депутатские мандаты передаются по одному региональным группам кандидатов, которые располагаются в порядке убывания доли числа голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов на соответствующей территории. Указанный подход позволит избежать ситуации, когда большинство депутатских мандатов получают одна или несколько региональных групп кандидатов.
Порядок информационного обеспечения выборов депутатов Государственной Думы, в том числе проведения политическими партиями предвыборной агитации, не претерпел существенных изменений по сравнению с порядком, установленным Федеральным законом от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Законопроект подготовлен Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с учетом рекомендаций парламентских слушаний "Практика проведения федеральных выборов, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в 2002 - 2004 годах и перспективы развития избирательного законодательства", состоявшихся в Государственной Думе
19 октября 2004 года.
Правительство Российской Федерации в своем заключении от 30 ноября 2004 г. поддержало данный законопроект.
В настоящее время он готовится Комитетом ГД по конституционному законодательству и государственному строительству к первому чтению.
Аппарат фракции