Информационно-аналитический материал для работы депутатов с избирателями: "О социально-экономической ситуации в России"
Подготовлено: Отделом аналитического обеспечения законодательной деятельности
Правового Управления Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
( Выпуск № 5 (27), май 2005 г.)
Содержание
1. | Социальная ситуация | 4 |
|
|
|
2. | Экономическая ситуация | 7 |
|
|
|
3. | Федеральный бюджет | 9 |
|
|
|
4. | Внешнеторговый оборот | 10 |
|
|
|
5. | Международные резервные активы Российской Федерации | 11 |
|
|
|
6. | Иностранные инвестиции | 11 |
|
|
|
1. Социальная ситуация
Дифференциация населения России по уровню доходов в I квартале 2005 года незначительно снизилась. По итогам I квартала 2005 г. на долю 10 % наиболее обеспеченных россиян приходилось 29,8 % общей суммы денежных доходов, тогда как в I квартале 2004 г. – 30,0 %. На долю 10 % наименее обеспеченного населения страны в январе-марте 2005 г. пришлось лишь 2 % общей суммы денежных доходов населения страны (в I квартале 2004 г. – также 2,0 %).
Суммарная величина денежных доходов населения Российской Федерации в I квартале 2005 г. составила 2 735,1 млрд руб. (в I квартале 2004 г. – 2 367,5 млрд.).
Денежные расходы россиян в сумме составили 2 821,9 млрд руб. (2 360,0 млрд руб.).
Доходы менее 1 000 рублей в месяц в I квартале 2005 г. получали 1,1 % всего населения России (в январе-марте 2004 г. – 3,1 %). Доходы от 1 000 до 1 500 рублей – 3,0 % (6,1 %), от 1 500 до 2 000 руб. – 4,7 % (7,9 %), от 2 000 до 3 000 руб. – 12,0 % (16,9 %), от 3 000 до 4 000 руб. – 12,5 % (14,8 %), от 4 000 до 5 000 руб. – 11,3 % (11,7 %), от 5 000 до 7 000 руб. – 17,7 % (15,7 %), свыше 7 000 руб. в месяц – 37,7 % (23,8 %).
На 1 мая 2005г. суммарная задолженность по заработной плате составила 11,318 млрд руб. и снизилась по сравнению с 1 апреля 2005г. на 1,459 млрд руб. (на 11,4 %). (Диаграмма 1)
Просроченная задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств составила на 1 мая 2005 г. 10,462 млрд руб., или 92 % общей суммы просроченной задолженности.
Задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней составила 856 млн руб. и снизилась по сравнению с 1 апреля 2005 г. на 295 млн руб. (25,6 %), в том числе из бюджетов субъектов Российской Федерации - 113 млн руб. (снижение на 12 млн руб., или на 9, 6%), местных бюджетов - 564 млн руб. (снижение на 219 млн руб., или на 27,9 %).
В строительстве, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, добывающих и обрабатывающих производствах, сельском хозяйстве, рыболовстве и рыбоводстве - 85-100 % просроченной задолженности по заработной плате образовано из-за нехватки у организаций собственных средств; в коммунальных услугах по удалению сточных вод, отходов и аналогичной деятельности, в управлении недвижимым имуществом - 68-79 % общего объема задолженности связано с отсутствием собственных средств организаций и - 21-32 % - с долгами бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 30 % приходится на обрабатывающие производства и 29 % - на сельское хозяйство. Объем просроченной задолженности по заработной плате на 1 мая 2005 г. составлял 5 % месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности; в образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг, деятельности в области культуры - менее 1 %. В сельском хозяйстве объем просроченной задолженности составил третью часть месячного фонда заработной платы в целом по организациям данного вида экономической деятельности.
Задолженность по заработной плате за последний месяц в общем объеме просроченной задолженности составила в среднем 37 %: в здравоохранении – 67 %, деятельности в области культуры – 53 %, строительстве – 51 %, транспорте – 44 %, образовании – 37 %, сельском хозяйстве – 23 %.
Из общей суммы невыплаченной заработной платы на долги, образовавшиеся в 2004 г., приходится 3,224 млрд руб. (28,5 %), в 2003 г. и ранее – 1,88 млрд руб. (16,6 %).
Задолженность по заработной плате на 1 мая 2005 г. имели 1,8 млн человек (каждый шестнадцатый работник в обследуемых видах экономической деятельности), из них 41 % - работники сельского хозяйства; 24 % - обрабатывающих производств; 20 % - работники, занятые в строительстве, управлении недвижимым имуществом, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды; на долю работников, занятых в области культуры, образования, здравоохранения и социальных услуг приходилось 5 %.
За период с 1 апреля по 1 мая 2005г. задолженность по заработной плате из-за отсутствия собственных средств организаций увеличилась в 14 субъектах Российской Федерации. Четверть общего объема задолженности из-за отсутствия собственных средств организаций приходится на Москву, Алтайский, Приморский, Хабаровский края, Оренбургскую, Иркутскую, Новосибирскую, Сахалинскую области, в которых размер указанной задолженности составил от 296 млн до 465 млн руб.
Задолженность по заработной плате на 1 мая 2005 г. из-за недофинансирования из федерального бюджета отсутствовала в 27 субъектах Российской Федерации. Из общего объема задолженности из-за недофинансирования из федерального бюджета 111 млн руб., или 62 %, приходится на Москву, Санкт-Петербург, Республику Башкортостан, Приморский край, Ростовскую, Нижегородскую области, главным образом, на организации науки и обрабатывающие производства.
Отсутствовала на этот период задолженность по заработной плате из-за недофинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации в 43 регионах.
Наибольший размер просроченной задолженности по заработной плате из-за недофинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации имели Тюменская область (6,8 млн руб.), Волгоградская область (7,9 млн руб.), Камчатская область (17,8 млн руб.), Хабаровский край (23,4 млн руб.).
Отсутствовала на 1 мая 2005г. просроченная задолженность из-за недофинансирования из местных бюджетов в 24 субъектах. Более 50 % задолженности из-за недофинансирования из местных бюджетов приходится на Удмуртскую Республику, Хабаровский край, Тульскую, Камчатскую, Сахалинскую области, в которых размер указанной задолженности составил от 36 млн до 153 млн руб.
В апреле 2005 г. по сравнению с мартом 2005 г. индекс потребительских цен составил 101,1 % (в апреле 2004 г. по сравнению с мартом 2004 г. - 101,0 %).
За январь-апрель 2005 г. потребительские цены выросли на 6,5 % (в январе рост цен составил 2,6 %, в феврале - 1,2 %, в марте - 1,3 %). В январе-апреле 2004 г. инфляция в Российской Федерации составила 4,6 % (в том числе в январе - 1,8 %, в феврале - 1,0 %, в марте - 0,8 %, в апреле – 1 %).
Динамика потребительских цен по группам товаров и услуг приведена ниже:
в %%
| К предыдущему месяцу | Среднесуточный прирост цен | Апрель 2005г. к декабрю 2004г. | Справочно апрель 2004г. к декабрю 2003г. |
| ||
| |||||||
март | апрель | апрель | справочно апрель 2004г. |
| |||
Индекс потребительских цен | 101,3 | 101,1 | 0,037 | 0,033 | 106,5 | 104,6 |
|
в том числе на: |
|
|
|
|
|
|
|
товары | 101,4 | 101,2 | 0,040 | 0,024 | 104,6 | 103,6 |
|
продовольственные товары | 102,1 | 101,7 | 0,056 | 0,028 | 106,7 | 104,7 |
|
продовольственные товары без плодоовощной продукции | 101,1 | 101,3 | 0,042 | 0,033 | 104,4 | 104,2 |
|
непродовольственные товары | 100,4 | 100,5 | 0,017 | 0,019 | 101,6 | 102,0 |
|
платные услуги населению | 101,2 | 100,8 | 0,027 | 0,066 | 113,5 | 108,5 |
|
В апреле в 4 субъектах Российской Федерации (кроме автономных округов, входящих в состав края, области) удорожание товаров и услуг составило более 2,0 %. Наибольший прирост потребительских цен отмечался в Республике Дагестан – 3,0 % (в результате увеличения цен на продукты питания на 4,7 %).
В Москве индекс потребительских цен за месяц составил 101,0 % (с начала года – 106,7 %), в Санкт-Петербурге – 101,1 % (с начала года – 107,5 %).
Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце апреля 2005 г. составила 1 353,9 руб. в расчете на месяц. По сравнению с концом марта его стоимость увеличилась на 2,8 % (с начала года – на 11,1 %).
Стоимость минимального набора продуктов питания:
Максимальная стоимость | Минимальная стоимость | ||||
регион | рублей | изменение стоимости набора, % | регион | рублей | изменение стоимости набора, % |
Чукотский авт. округ | 4 090,6 | 104,2 | Тамбовская область | 1 144,3 | 102,0 |
Камчатская область | 2 299,3 | 101,6 | Липецкая область | 1 149,1 | 102,1 |
Магаданская область | 2 124,4 | 101,3 | Алтайский край | 1 152,3 | 101,9 |
Сахалинская область | 2 032,9 | 102,4 | Брянская область | 1 154,2 | 102,5 |
Республика Саха (Якутия) | 1 894,8 | 101,7 | Омская область | 1 166,8 |
103,6 |
Стоимость набора в Москве в конце апреля составила 1 669,1 руб. и за месяц увеличилась на 2,9 % (с начала года – на 10,8 %), в Санкт-Петербурге – 1 450,8 руб. и выросла на 3,6 % (с начала года - на 10,0 %).
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в России за январь-апрель 2005 г. выросли на 27,7 %. В апреле 2005 г. рост тарифов на услуги ЖКХ составил 1 %. В январе-апреле 2004 года тарифы ЖКХ выросли на 15,6%. За весь 2004 г. тарифы на услуги ЖКХ увеличились на 34,5 % при инфляции в 11,7 %.
2. Экономическая ситуация
Индекс промышленного производства в январе-апреле 2005 г. по сравнению с январем-апрелем 2004 г. составил 104,2 %, в апреле 2005 г. по сравнению с апрелем 2004 г. - 105,0 %, по сравнению с мартом 2005 г. – 96,4 %.
Индексы промышленного производства:
|
в % к | |
соответствующему периоду предыдущего года |
предыдущему периоду | |
2004г. | ||
Январь |
106,4 |
87,2 |
Февраль |
108,5 |
100,8 |
Март |
107,4 |
109,5 |
I квартал |
107,4 |
95,6 |
Апрель |
105,4 |
95,4 |
Январь-апрель |
106,9 |
|
Май |
106,9 |
96,6 |
Июнь |
109,3 |
103,0 |
II квартал |
107,2 |
100,2 |
I полугодие |
107,3 |
|
Июль |
106,9 |
101,4 |
Август |
109,7 |
101,7 |
Сентябрь |
106,1 |
99,4 |
III квартал |
107,5 |
103,2 |
Январь-сентябрь |
107,4 |
|
Октябрь |
104,6 |
104,0 |
Ноябрь |
112,5 |
104,7 |
Декабрь |
104,6 |
102,5 |
IV квартал |
107,1 |
108,4 |
Год |
107,3 |
|
2005г. | ||
Январь |
102,1 |
85,1 |
Февраль |
105,1 |
103,8 |
Март |
104,0 |
108,1 |
I квартал |
103,9 |
92,4 |
Апрель |
105,0 |
96,4 |
Январь-апрель |
104,2 |
|
Россия, по данным на 17 мая, посеяла яровые культуры на 24,6 млн га, что составляет 50% от плана. Однако темпы весеннего сева пока по-прежнему ниже прошлогодних (на 7 млн га на 18 мая 2004 г.).
Зерновые и зернобобовые культуры посеяны на 16,5 млн га, что составляет 52,3 % от запланированного и на 4,3 млн га меньше, чем на 18 мая прошлого года. В частности, пшеница размещена на 5,8 млн га (38,6 % от плана, на 1,6 млн га меньше прошлогоднего), кукуруза на зерно – на 572,8 тыс. га (58,7 %, на 147,9 тыс. га меньше).
Сахарная свекла к 17 мая посеяна на 704 тыс. га (77,3 %) против 831 тыс. га на 18 мая 2004 г. Подсолнечник размещен на 2,8 млн га (60,2%) против 3,0 млн га в прошлом году.
Сев льна-долгунца проведен на 45,3 тыс. га (42,5 % от плана) против 78 тыс. га на аналогичный период прошлого года.
Весенне-полевые работы в этом году планируется провести на площади почти 50 млн га, в том числе на 31,58 млн га посеять яровые зерновые и зернобобовые культуры. Валовой сбор зерна в этом году Минсельхоз Российской Федерации прогнозирует на уровне 66-70 млн т против 78 млн т в 2004 г.
3. Федеральный бюджет
По предварительной оценке федеральный бюджет за январь-апрель 2005 г. исполнен:
по доходам – в сумме 1 588,08 млрд руб., или на 97,3 % к бюджетным назначениям на I полугодие 2005 г.;
по кассовым расходам – в сумме 969,27 млрд руб., или на 58,7 % к уточненной бюджетной росписи на I полугодие 2005 г.
Федеральный бюджет за январь-апрель 2005 г. исполнен с профицитом в сумме 618,81 млрд руб.
Доходы федерального бюджета за январь-апрель 2005 г. сложились в сумме 1 588,1 млрд руб., что составляет 146,9 % от бюджетных назначений по доходам на январь-апрель 2005 г., в том числе налоги и другие платежи, сбор которых администрирует:
Федеральная налоговая служба Российской Федерации – в сумме 907,5 млрд руб., что составило 152,3 % от уточненной бюджетной росписи на январь-апрель 2005 г.;
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом – в сумме 11,1 млрд руб., или 115,0 % от уточненной бюджетной росписи на январь-апрель 2005 г.;
Федеральная таможенная служба – 534,8 млрд руб., что составляет 124,2 % от уточненной бюджетной росписи на январь-апрель 2005 г.;
другие федеральные органы – 134,7 млрд руб., или 297,7 % от уточненной бюджетной росписи на январь -апрель 2005 г.
Стабилизационный фонд Российской Федерации
Объем средств Стабилизационного фонда Российской Федерации по состоянию на 1 января 2005 г. составил 522,3 млрд руб. В январе 2005 г. поступления в Стабилизационный фонд Российской Федерации суммы свободных остатков составили 218,4 млрд руб. 31 января 2005 г. в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.01.2005 г. № 102-р и приказом Минфина России от 31.01.2005 г. № 13 из Стабилизационного фонда Российской Федерации было перечислено 93,5 млрд руб. для погашения государственного внешнего долга.
В феврале-апреле текущего года Стабилизационный фонд Российской Федерации пополнился за счет доходов января, февраля и марта на 60,3 млрд руб., 60,95 млрд руб. и 89,5 млрд руб. соответственно.
Таким образом, по состоянию на 1 мая 2005 г. объем средств Стабилизационного фонда Российской Федерации составил 858,0 млрд руб.
Финансирование расходов федерального бюджета
Финансирование расходов федерального бюджета за январь-апрель 2005 г. составляет 1 495,47 млрд руб. (90,5 % от уточненной бюджетной росписи на I полугодие 2005 г.), что означает фактическое доведение объемов финансирования до главных распорядителей средств федерального бюджета (ГРБС) и последующее распределение ими объемов финансирования расходными расписаниями по подведомственной им сети за указанный период.
В соответствии с данными отчетности лимиты бюджетных обязательств, доведенных до главных распорядителей средств на квартал, практически полностью распределены по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Кассовые расходы за отчетный период по предварительным расчетам составляют 969,27 млрд рублей, или 58,7 % к уточненной бюджетной росписи расходов федерального бюджета на I полугодие 2005 г. Из указанной суммы кассовых расходов 671,02 млрд руб. составляет уточненный показатель кассовых расходов за январь-март (в соответствии с квартальным отчетом, представленным Федеральным казначейством) и 298,25 млрд руб. - предварительные расчетные данные кассовых расходов за апрель 2005 г.
4. Внешнеторговый оборот
Положительное сальдо внешнеторгового баланса России выросло в январе-марте 2005 г. до 30,8 млрд долл. против 22,1 млрд долл. за аналогичный период 2004 г.
Внешнеторговый оборот России составил 68,2 млрд долл. и по сравнению с январем-мартом 2004 г. увеличился на 32,3 %, в том числе со странами дальнего зарубежья – 57,8 млрд долл. (рост на 36,5 %), со странами СНГ – 10,4 млрд долл. (рост на 13,2 %).
Экспорт России в январе-марте 2005 г. составил 49,5 млрд долл. и по сравнению с январем-мартом 2004 г. увеличился на 34,5 %, в том числе в страны дальнего зарубежья – 43,1 млрд долл. (рост на 38,8 %), в страны СНГ – 6,4 млрд долл. (рост на 11,6 %).
В экспорте в страны дальнего зарубежья удельный вес топливно-энергетических товаров в январе-марте 2005 г составил 63,2 % от всего объема экспорта в эти страны (в январе-марте прошлого года – 60,0 %), металлов и изделий из них – 18,5 % (17,5 %), продукции химической промышленности – 6,1 % (6,4 %), лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий – 3,9 % (4,4 %).
В товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе-марте 2005 г. доля продукции топливно-энергетического комплекса составила 46,6 % от всего объема экспорта в эти страны (в январе-марте прошлого года – 47,9 %).
Импорт России в январе-марте 2005 г. составил 18,7 млрд долл. и по сравнению с январем-мартом 2004 г. вырос на 26,9 %, в том числе из стран дальнего зарубежья - 14,7 млрд долл. (рост на 30,2 %), из стран СНГ – 4,0 млрд долл. (рост на 16,1 %).
В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья доля машин и оборудования составила 44,7 % (в январе-марте 2004 г. – 43,2 %), продовольственных товаров и сырья для их производства – 18,4 % (19,1 %), продукции химической промышленности – 18,9 % (18,2 %).
В импорте из стран СНГ выросли закупки (физические объемы) масла подсолнечного – на 18,4 %, автомобилей легковых – в 2,9 раза. Импорт черных металлов увеличился на 90,5 % (по стоимости).
Основными торговыми партнерами России в январе-марте 2005 г. среди стран дальнего зарубежья были Германия, товарооборот с которой составил 6,9 млрд долл. (рост на 41,5 % к январю-марту 2004 г.), Нидерланды – 5,2 млрд долл. (55 %), Италия – 5 млрд долл. (72,9 %), Китай – 3,5 млрд долл. (6,3 %), Турция – 2,7 млрд долл. (50,6 %), Финляндия – 2,4 млрд долл. (33,2 %), Польша – 2,4 млрд долл. (36,5 %), США – 2,3 млрд долл. (38,8 %), Великобритания – 2,3 млрд долл. (67,5 %), Швейцария – 2,0 млрд долл. (36,8 %).
5. Международные резервные активы[1] Российской Федерации[2]
млн долл. США
|
6. Иностранные инвестиции
По состоянию на конец марта 2005 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 85,1 млрд долл. США, что на 49,1 % больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.
Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) – 53,6 % (на конец марта 2004 г. - 54,5 %), доля прямых инвестиций составила 44,5 % (43,0 %), портфельных – 1,9 % (2,5 %).
Основные страны-инвесторы в I квартале 2005 г. – Кипр, Люксембург, Нидерланды, Германия, Великобритания, США, Франция. На долю этих стран приходилось 81,4 % от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых приходилось 79,7 % от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.
В I квартале 2005 г. в экономику России поступило 6,0 млрд долл. иностранных инвестиций, что на 2,4 % меньше, чем в I квартале 2004 г.
Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам на конец марта 2005 г.
млн долл. США
|
Накоплено |
В том числе |
Справочно поступило в I квартале 2005 г. | |||
всего |
в % к итогу |
прямые |
портфельные |
прочие | ||
Всего инвестиций |
85 094 |
100 |
37 840 |
1 626 |
45 628 |
6 021 |
из них по основным странам-инвесторам |
74 260 |
87,3 |
31 987 |
1 418 |
40 855 |
4 916 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Кипр |
16 096 |
18,9 |
11 972 |
716 |
3 408 |
975 |
Люксембург |
13 518 |
15,9 |
288 |
1 |
13 229 |
955 |
Нидерланды |
12 761 |
15,0 |
9 778 |
32 |
2 951 |
986 |
Германия |
8 667 |
10,2 |
2 083 |
7 |
6 577 |
260 |
Великобритания |
8 140 |
9,6 |
1 377 |
141 |
6 622 |
541 |
США |
6 484 |
7,6 |
4 245 |
398 |
1 841 |
139 |
Франция |
3 621 |
4,3 |
414 |
0,0 |
3 207 |
160 |
Багамские о-ва |
1 773 |
2,1 |
652 |
1 |
1 120 |
147 |
Швейцария |
1 632 |
1,9 |
837 |
101 |
694 |
359 |
Австрия |
1 568 |
1,8 |
341 |
21 |
1 206 |
394 |
Общий объем российских инвестиций, накопленных за рубежом на конец марта 2005 г. составил:
млн долл. США
|
Накоплено |
В том числе |
Справочно направлено в I квартале 2005 г. | |||
всего |
в % к итогу |
прямые |
портфельные |
прочие | ||
Всего инвестиций |
7 566 |
100 |
4 638 |
550 |
2 378 |
6 417 |
из них в страны - крупнейшие получатели инвестиций |
5 311 |
70,2 |
3 285 |
416 |
1 610 |
4 319 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
ЮАР |
1 250 |
16,5 |
1 250 |
- |
- |
- |
Нидерланды |
625 |
8,3 |
563 |
29 |
33 |
12 |
Кипр |
561 |
7,4 |
75 |
0,1 |
486 |
212 |
Виргинские о-ва (Брит.) |
545 |
7,2 |
1 |
- |
544 |
1 211 |
Украина |
479 |
6,3 |
86 |
382 |
11 |
18 |
Багамские о-ва |
437 |
5,8 |
- |
0,2 |
437 |
67 |
Иран |
407 |
5,4 |
407 |
- |
0,0 |
0,5 |
Великобритания |
373 |
4,9 |
348 |
5 |
20 |
6 |
США |
352 |
4,7 |
277 |
- |
75 |
2 791 |
Литовская Республика |
282 |
3,7 |
278 |
- |
4 |
2 |
[1] Международные резервные активы представляют собой высоколиквидные финансовые активы, находящиеся в распоряжении Банка России и Правительства Российской Федерации по состоянию на отчетную дату. Международные резервные активы складываются из активов в иностранной валюте, монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и других резервных активов. В категорию активов в иностранной валюте входят валютные активы Банка России и Правительства Российской Федерации в форме наличных денег, банковских депозитов в банках-нерезидентах (с рейтингом не ниже "А" по классификациям "Fitch IВСА" и "Standard and Poor's" или "А2" по классификации "Moody's"), а также государственных и других ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, имеющих аналогичный рейтинг. В категории другие резервные активы учитываются средства в форме обратных репо. Из перечисленных активов, начиная с 1 сентября 1999 года, вычитается сумма, эквивалентная остаткам в иностранной валюте на корреспондентских счетах банков-резидентов в Банке России, кроме средств, предоставленных Внешэкономбанку для обслуживания государственного внешнего долга.