Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяМероприятия

Ирина Яровая: Нелегальная миграция - следствие неурегулированности статуса трудового мигранта

Сегодня, 2 июля, Государственная Дума рассмотрит в первом чтении законодательные изменения в части осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами по патентам.

Перед началом пленарного заседания председатель комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции, один из авторов законопроекта Ирина Яровая напомнила, что в Послании Президента Федеральному Собранию был сделан акцент на необходимость решения вопросов миграции.

- Сегодня очень актуально - и с точки зрения обеспечения отечественной безопасности, и с точки зрения защиты экономических интересов нашей страны, и с точки зрения разумного регулирования российского рынка труда - решение вопросов трудовой миграции, - выразили уверенность депутат. – Несомненно, нелегальная миграция - это следствие неурегулированности надлежащим образом статуса трудового мигранта.

Сегодня мы имеем ситуацию, когда около 5 млн. иностранных граждан находятся на территории Российской Федерации в качестве нелегальных трудовых мигрантов. При этом, по самым скромным оценкам экспертов, которые подтверждаются фактическими данными, порядка 14 % мигрантов - это лица, страдающие опасными инфекционными заболеваниями. Поэтому с точки зрения интересов общественной безопасности, очень важно определить чёткие правила, унифицированные требования, которые позволят отделить трудового мигранта от той категории, которая попадает под признаки противоправного поведения и в принципе не может находиться на территории Российской Федерации, и установить общие подходы, которые будут защищать интересы российских граждан с точки зрения их трудовых прав и гарантировать те права, которые предоставляет цивилизованное, правовое государство иностранному рабочему на территории своей страны.

Мы предлагаем, сохраняя право Правительства на определение доли в отраслях (а я вам хочу напомнить, что сегодня Правительство пользуется этим правом, устанавливая предел допустимой доли привлечения иностранных рабочих в той или иной отрасли), перенести на уровень субъектов Российской Федерации принятие решений о выдаче патентов. Мы предлагаем это сделать на законодательном региональном уровне, то есть через представительный орган власти при принятии закона о социально-экономическом развитии территории. Это принципиально важно, потому что определение количества патентов, которые хотел бы привлечь регион у себя на территории, должно соотноситься с прогнозами социально-экономического развития, с критериями и показателями уровня безработицы, с проектами развития, которые будут реализовываться в регионе. Поэтому, принимая такое решение, будет максимально обеспечиваться публичность. Это очень важный момент, потому что сегодня, если даже говорить о полномочиях профсоюзов, они носят уровень подзаконно-нормативного регулирования, где они просто имеют право участвовать в работе межведомственных комиссий.

Когда решения принимаются на уровне законодательного органа субъекта Российской Федерации, в этой работе участвуют все общественные организации, и эта работа максимально открыта для жителей региона.

При этом мы полагаем, что у субъектов Российской Федерации должно быть право установления, в том числе, и нулевого уровня количества патентов. То есть регион может принять решение о непривлечении иностранной рабочей силы на свою территорию, если тому есть обоснованные причины.

Ещё один очень важный момент. У Правительства Российской Федерации появляется безусловная обязанность, а не право, осуществления мониторинга по всем субъектам Российской Федерации по состоянию рынка труда и по миграционной политике. Результат этого мониторинга также будет носить публичный характер, будет носить, в том числе, и характер рекомендаций для субъектов Российской Федерации. Очень важно: какие требования к мигрантам. И эти требования будут носить общий, унифицированный характер, а, следовательно, будет очень просто проконтролировать их исполнение.

Если лицо, въезжая на территорию Российской Федерации, заявило о намерении осуществлять трудовую деятельность, оно может претендовать на получение патента. В течение 30 дней с момента прибытия на территорию нашей страны данное лицо должно заявить об этом намерении, и по истечении 10 дней с момента обращения миграционная служба должна определиться с решением о выдаче или не выдаче патента.

Какие данные о себе должен предоставить мигрант? Он должен, безусловно, предоставить установочные данные о личности, должны проверяться сведения об отсутствии судимости, должен быть проведен медицинский осмотр, подтверждающий отсутствие опасных заболеваний, которые препятствовали бы пребыванию на территории Российской Федерации, подтвердить наличие места жительства (я хочу особо обратить на это внимание, потому что сегодня при привлечении рабочих по квотам данное требование вообще в принципе отсутствовало). Вообще по квотам система перепродажи, к сожалению, как факт серьезного коррупционного влияния сохраняется, поэтому мы в принципе отказывается от этого подхода и предлагаем совершенно иную систему.

Следующие данные, которые также имеют значение и которые являются новшеством в российском законодательстве - приобретение мигрантом полиса добровольного медицинского страхования, и оплата мигрантом налога на доходы физических лиц, то есть оплата стоимости патента. Стоимость патента будет складываться следующим образом: 1000 рублей - это то, что будет уходить в федеральный бюджет, и оставшуюся сумму каждый регион имеет право определять самостоятельно, исходя из целого перечня критериев, которые устанавливаются по развитию рынка труда и необходимости привлечения дополнительной рабочей силы.

Тем самым мы устанавливаем совершенно новый и экономический критерий выгодности или не выгодности привлечения иностранного рабочего. Тем самым мы обеспечиваем защиту российского бюджета от необоснованных дополнительных затрат на лечение мигрантов, потому что сегодня фактически это обременение, которое несет бюджет Российской Федерации.

Еще одно очень важное обстоятельство, которое, на наш взгляд, будет иметь также важное значение для регионов - все медицинские документы, весь заявительный порядок, вся процедура должны проходить именно в том субъекте Российской Федерации, где данное лицо намеривается осуществлять свою трудовую деятельность.

Мы предлагаем создать единую, унифицированную форму документа - патента, что позволит в электронном виде различным органам обмениваться информацией. Кроме того, мы полагаем, что работодатель по факту найма работника, имеющего патент, обязан незамедлительно уведомлять об этом миграционную службу. В том случае, если в течение месяца мигрант не трудоустраивается, если в миграционную службу не поступает информация о наличие трудового договора и от работодателя и от мигранта - патент аннулируется.

Наверное, есть смысл еще обратить внимание на то, как мы предлагаем дополнительно защитить права наших граждан с точки зрения влияния на исполнение миграционного законодательства: мы предлагаем сокращенный срок рассмотрения обращений граждан - 10 дней - по фактам нарушения миграционного законодательства.