Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяМероприятия

Андрей Макаров: Социальные обязательства финансово гарантированы и обеспечиваются бюджетом полностью

Сегодня, 14 ноября, Государственная Дума во втором чтении рассматривает законопроект «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

«Второе чтение определяет основное содержание бюджета, - прокомментировал парламентским корреспондентам рассмотрение документа председатель комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров. - Сегодня уже мы можем говорить о том, что именно станет главным наполнением бюджета, его принципиальной особенностью, а также о том, что удалось сделать в ходе работы над подготовкой ко второму чтению».

Парламентарий напомнил, что при принятии бюджета в первом чтении Государственная Дума определила три направления работы над бюджетом.

«Первое – это, собственно, подготовка поправок к бюджету второго чтения.

Второе направление – это то, что можно сделать еще в этом, 2014 году, не дожидаясь наступления 2015-го года. С этой целью мы заранее, примерно еще два месяца назад, дали возможность Правительству сосредоточить все те средства, которые не были использованы министерствами и ведомствами, и которые, как правило, в конце года уходили бесконтрольно и далеко не всегда эффективно. Одновременно, Государственная Дума дала свои предложения, изложила свое видение, куда должны быть направлены эти средства.

И, наконец, третье направление - это разработка тех вопросов, которые парламент считает приоритетными в ходе исполнения бюджета 2015 года», - перечислил Макаров.

Глава бюджетного комитета обратил внимание коллег, «что условия, в которых готовился бюджет, определяют те требования, которые мы ставим к исполнению бюджета в следующем году».

Также Макаров озвучил и те направления бюджетной политики, которые будут реализованы уже в текущем году: «Первые вопросы, которые были решены (за счет сбора средств, неиспользованных министерствами и ведомствами – прим. ред.) - объем этих средств более 155 миллиардов рублей. На что они будут истрачены? Более, чем 25 млрд. рублей будут направлены на поддержку села, на поддержку сельхозпроизводителя. Приведу пример. Очень многие депутаты ставили вопрос, что необходимо в 2015 году выделить средства на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам, которые были привлечены на животноводство, растениеводство и так далее.

Как правило, эта сумма варьировалась депутатами от 10 до 16 млрд. рублей. Так вот, не дожидаясь 2015 года уже в бюджете 2014 года при перераспределении средств на эти цели выделяется 20 млрд. Следовательно, крестьяне уже в этом году смогут погасить свою задолженность и вступить в новый год уже в другой финансовой ситуации для каждого хозяйства.

Хочу отметить, что не дожидаясь следующего года, нашли свое разрешение предложения о необходимости поддержки промышленности. Фонд развития промышленности уже в этом году получит 20 миллиардов рублей. Законопроект «О промышленной политике» принят Государственной Думой только в первом чтении. Мы исходим из того, что средства необходимо выделить уже сейчас, чтобы уже с нового года эти деньги могли заработать».

Депутат также напомнил, что при первом чтении бюджета в проекте постановления Государственной Думы указывался целый ряд отраслей, в которые также необходимо направить дополнительные средства, чтобы они могли пережить те проблемы, которые у них возникают. «Это и проблемы легкой промышленности, это проблемы сельскохозяйственного, тракторного машиностроения. Это дополнительные средства на развитие села. Наконец, даже такие отрасли, как, скажем, поддержка народных промыслов - очень важная для целого ряда регионов тема. Все эти средства нам также удалось найти в рамках перераспределения 2014 года, все эти отрасли получат поддержку», - заверил он, сообщив, что общая сумма дополнительных расходов превышает 155 миллиардов рублей.

«В качестве примера могу привести, что нам удалось найти дополнительные средства даже на ремонт музеев, что достаточно сложно было, - отметил Макаров. - Социальное обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей - все это мы делаем в рамках 2014 года. Помощь регионам, переселение граждан из аварийного и ветхого жилья - очень важные темы, на которые эти средства будут также выделены в рамках 2014 года».

Что касается поправок в бюджет ко второму чтению, то депутат перечислил основные изменения, рекомендованные комитетом к принятию: «Это дополнительное финансирование импортозамещения в аграрном секторе, в агропромышленном комплексе. Здесь выделяем дополнительно в рамках перераспределения - именно в рамках эффективного использования средств - 20 млрд. рублей. Таким образом, сумма поддержки превысит 50 млрд. рублей за 2014-2015 годы.

Очень важная тема – социальные обязательства государства. В это сложное время у людей возникает очень много вопросов – будут ли выполнены социальные обязательства? Поэтому к этой теме мы подошли особенно внимательно. Мы посчитали, что тех денег на технические средства реабилитации инвалидов, которые предусматривались во внесенном в Государственную Думу проекте бюджета, не хватает. Эти средства найдены. 5 млрд. на эти цели дополнительно включены в бюджет.

Для того, чтобы не возникало ни тени подозрений в том, что мы только сейчас сможем найти средства на социальную поддержку, мы специально эти средства провели через всю «трехлетку». То есть, мы нашли эти средства и на 2016, и на 2017 год. Сразу хочу сказать: у нас нет никаких вопросов с точки зрения того, что эти обязательства будут выполняться и после трехлетнего периода. Но мы посчитали очень важным, чтобы те социальные обязательства, которые мы принимаем на 2015 год, нашли свое полное отражение в течение «трехлетки». Поэтому, когда сегодня мы смотрим на бюджет, еще раз хотел бы подчеркнуть: несмотря на все сложности на мировом рынке, социальные обязательства проектом бюджета, который сегодня принимается во втором чтении, обеспечиваются полностью и финансово гарантированы.

Примером являются не только технические средства реабилитации, но и поддержка организаций инвалидов. Со следующего года им придется платить страховые взносы. Ту сумму страховых взносов, которую им придется платить, государство учло, и мы даем субсидии этим организациям, которые полностью покрывают их расходы. Таким образом, никакая нагрузка на инвалидные организации не произойдет.

Мы нашли средства для того, чтобы поддержать и те организации, которые способствуют жизнедеятельности инвалидов. Даже таким организациям, которые готовят собак-проводников для слепых. Все это также нашло отражение в бюджете, причем, на всю «трехлетку».

Важнейшая тема – строительство детских садов. Напомню, что в 2014 году на строительство и реконструкцию детских садов в регионах (несмотря на то, что это обязательство региональных бюджетов) государство выделяло 50 млрд. рублей. Мы решили пойти по тому же пути. А именно - далеко не все средства израсходованы, потому что где-то не готова проектно-сметная документация, где-то не готовы строительные площадки. Из-за того, что что-то не подготовлено, эти деньги не должны пропасть. Как и в прошлом году, мы приняли решение, что все средства, которые выделялись в 2014 году, не уходят в бюджет, а остаются в региональных бюджетах на те же цели, то есть на строительство детских садов.

Мы посмотрели потребности на тех площадках, которые сегодня уже готовы, но у регионов не хватает средств, и мы выделяем дополнительно 10 млрд. рублей. Одновременно в постановлении Государственной Думы Правительству предлагается безусловно обеспечить выделение необходимых средств регионам для поддержки строительства детских садов. Однако мы должны сделать это не сегодня, а после того как в январе-феврале проведем анализ - в каком состоянии находится эта работа, как она движется в регионах, каковы потребности каждого региона. И на основании этой работы уже весной мы добавим необходимые средства для решения этой проблемы. Напомню, что в данном случае это не единственные средства: 50% выделяет федеральный бюджет, 50% выделяют сами регионы. Однако, безусловно, такая поддержка региональных бюджетов позволяет им высвободить очень значительные средства на другие цели».

Макаров отметил также, что в ходе работы над бюджетом депутаты выяснили, что та задолженность регионов, которая ранее все время росла, в 2014 году не только не росла, а даже несколько снизилась. «Пусть она снизилась незначительно, но это очень важный показатель того, что тот путь оказания помощи регионам со стороны федерального бюджета, который мы наметили, принимая бюджет 2014 года, оказался правильным, - заявил председатель бюджетного комитета. - По пути поддержки регионов мы будем идти и дальше. Соответственно, все необходимые средства для поддержки региональных бюджетов в бюджет также заложены».

Депутат подчеркнул, что сохраняется финансирование на уровне прошлого года для таких направлений как спортивные залы в сельских школах и строительство бассейнов в вузах. «Сохраняем финансирование, потому что эта работа очень важна, и мы считаем, что ее нельзя прекращать», - полагает он.

«Мы нашли средства даже для поддержки региональных СМИ, - проинформировал парламентарий. - Это очень важно, потому что региональные СМИ сегодня находятся в достаточно тяжелой ситуации. И эти средства, (впервые, кстати, такой вид расходов в бюджете предусмотрен) также найдены непосредственно в федеральном бюджете.

Хотел бы также сказать, что мы нашли поддержку не только для организаций инвалидов, но и для поддержки спорта инвалидов. На самом деле это очень важно для создания доступной среды и вовлечении инвалидов в нормальную жизнь.

И наконец, хотел бы обратить внимание на то, что для решения таких вопросов, как развитие спорта, о которых говорили на Госсовете, - уже сегодня мы нашли возможность профинансировать программы, которые начнут действовать только в 2016-2017 годах.

В Год литературы конечно нельзя не сказать о том, что найдены средства как на проведение Года литературы, но еще важнее - мы нашли средства на функционирование книжной палаты, что даст возможность нашей стране оставаться самой читающей страной.

Это далеко не полный перечень тех поправок, которые будут предложены сегодня Государственной Думе, но очень много вопросов вошло в проект постановления, которое мы будем предлагать Государственной Думе принять по исполнении бюджета 2015 года.

И здесь главный упор все равно делается на то, чтобы обеспечить безусловный парламентский контроль за эффективностью расходов, чтобы действительно ни один рубль не пропал даром».

«Да, бюджет больше 15 трлн. рублей, но в тех условиях, в которых работает наша экономика, только эффективной использование этих средств позволит решать те задачи, которые у страны остаются прежними», - завершил Макаров.