Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяМероприятия

Андрей Макаров: На сегодняшний день Центробанк предпринял все необходимые меры, чтобы удержать инфляцию

Комментируя сегодня, 16 декабря, последние решения Центрального банка, председатель комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров отметил:

- Несколько дней тому назад ЦБ изменил базовую ставку, подняв ее всего на 1%. По существу произошло тестирование рынка, его участников. И стало ясно, что этого сигнала для рынка недостаточно. Возникла серьезная угроза дальнейшего роста инфляции.

У нас, к сожалению, идет все время обсуждение курса рубля по отношению к доллару и евро. Напомню, что стабильность рубля должна оцениваться не с точки зрения того, сколько можно долларов купить на рубль, а сколько рублей надо потратить на булку хлеба в магазине.

Мы, к сожалению, втянулись в ажиотажное обсуждение курсы рубля по отношению к иностранным валютам. Давайте вспомним ситуацию, когда создавался евро. Напомню для тех, кто забыл об этом. Первый курс евро по отношению к доллару: 1 евро – 1,18 долларов. Через полгода уже 1 доллар стоил 84 евроцента, то есть произошло падение европейской валюты на 60%. Может быть европейцы кинулись скупать американские доллары? Еще через полтора года 1 евро уже стоил 1,6 доллара, то есть обрушилась почти в два раза по отношению к евро американская валюта. И ведь американцы тоже не бросились скупать евро. Так вот, проблема в том, что мы обязаны наконец перестать следовать тем тенденциям, которые происходят в мире, и измерять свою валюту только в соответствии с этими тенденциями.

Когда мы говорим об импортозамещении, это не просто попытка заместить производство мяса или фруктов своими продуктами, это вопрос о том, чтобы мы своими возможностями обеспечивали потребности населения страны. Именно в этой ситуации надо сказать главное: инфляция – это налог на бедных, девальвация – это налог на богатых. Иными словами, понято, что когда падает курс рубля по отношению к доллару и евро, будет дороже стоить путевка на отдых за границу, но наша задача сегодня в первую очередь обеспечить стоимость продуктов. А здесь самой большой угрозой является девальвация. Девальвация, я повторюсь, находится на неприемлемом уровне, и когда возникают угрозы дополнительного его роста, необходимы кардинальные меры. И Центральный банк пошел на принятие таких мер. Это очень сильный шаг, ответственный шаг, и на самом деле очень нелегкий. И в этой ситуации, мне кажется, необходимо поддержать Центральный банк, который проявил мужество сделать такой шаг.

Все крики, которые возникают в этой связи, что этот шаг убивает экономику, эта истерика, которая устроена по поводу решения Центрального банка, свидетельствует либо о непрофессионализме тех, кто так говорит, либо об их желании действительно обрушить нашу экономику.

Хотел бы обратить внимание, что все инвестиционные проекты, всё проектное финансирование, все проекты, которые направлены на финансирование малого и среднего бизнеса, а также компании, которые работают, на экспорт, для них процентная ставка сохранена. То есть иными словами мы убираем дополнительные ресурсы у спекулянтов, которые работают на финансовом рынке, при этом не наносится удар по тем, кто реально вкладывает деньги в экономику.

Что необходимо сделать? Достаточен ли этот шаг Центрального банка? Конечно же нет. И когда мы пытаемся на Центральный банк возложить ответственность за все, что происходит в экономике, это на самом деле, как говорят в уголовном праве, покушение с негодными средствами. Мы должны понять главное - Центральный банк своими средствами, своими методами может решить только часть задач.

Сейчас очень важно наметить меры и кардинально быстро их осуществить по государственной поддержке тех отраслей экономики, которые действительно находятся в тяжелом состоянии. Необходимо решить вопрос о докапитализации банков. Один из этих законов сейчас находится в Государственной Думе. Мы завтра будем рассматривать его в первом чтении и дадим возможность докапитализировать банки.

Еще раз, я прекрасно понимаю с чем мы столкнемся. Нам будут опять кричать, что мы поддерживаем банки, вместо того, чтобы поддерживать реальную промышленность. Но давайте вдумаемся, в банках находятся деньги, сбережения граждан, именно в банках находятся все средства наших предприятий. Поэтому банки – кровеносная система экономики. Но в данном случае мы должны создать у людей уверенность, что с банковской системой ничего не случится, потому что всегда самая страшная опасность, что тот ажиотаж, та паника, которая сегодня на мой взгляд в значительной степени искусственно и намеренно, я подчеркиваю, намеренно сегодня происходит, - это попытка именно толкнуть людей в банки, это попытка дестабилизировать ситуацию в экономике, и следовательно дестабилизировать политическую ситуацию в стране.

Глубоко убежден, что эти вопросы, и те меры, которые в этом направлении принимают отдельные субъекты, носят уже на сегодня не экономический, а скорее политический характер.

Со своей стороны хочу дать оценку не только банку, но и председателю Центробанка, потому что, к сожалению, не только дилетанты, но и отдельные политики, которые могут существовать в нашей политике только за счет того, чтобы вешать лапшу на уши нашему населению на волне популизма и на волне возбуждения населения путем провоцирования каких-то негативных факторов, - в отличие от них Набиуллина является профессионалом высшей пробы.

На сегодняшний день Центробанк принял все необходимые меры, которые направлены на удержание инфляции. Но наша задача не только удержать инфляцию на том уровне, который есть. Я повторяю, наша задача серьезно снизить инфляцию. И только снижение инфляции позволит перейти к нормальному финансированию отраслей промышленности, конкретных предприятий. Без этого эта задача все равно не решается. А то, что сегодня практически финансирование, кредитование предприятия было практически прекращено уже несколько месяцев тому назад, не дожидаясь того курса, который есть сегодня, и по-моему, все это и так прекрасно знают. Поэтому мне кажется сегодня очень важным прекратить ту волну паники, которая искусственно нагнетается и понять, что Центробанк сделал все возможное в рамках тех инструментов, которые ему предоставлены. Теперь слово за Правительством. Я надеюсь, что в ближайшие дни мы услышим и решение Правительства, а Государственная Дума в свою очередь уже завтра будет рассматривать поправки в Бюджетный кодекс, которые направлены на докапитализацию банков, – это очень важный законопроект. Но при этом эта докапитализация банков не означает, что деньги просто будут переданы банкам, а что все эти средства, пройдя через банк, без каких-то дополнительных доходов будут направлены именно на те инфраструктурные проекты нашей экономики, которые и должны вытащить нашу экономику на уже другой уровень.

Когда я слышу дискуссию по поводу приглашения Набиуллиной в Государственную Думу, мне все время хочется задать вопрос: а поработать не пробовали?Вот Набиуллина, Центральный банк, Правительство и очень многие люди сейчас работают с тем, чтобы решать действительно сложную ситуацию, которая возникла сейчас в экономике. А приглашать сюда Набиуллину, устраивать весь цирк вокруг валютного курса, прекрасно понимая, что председатель Центрального банка очень многие вещи просто не может публично говорить – на мой взгляд, это очередная профанация и попытка спекулировать на страхах людей, которые на самом деле разжигают именно те, кто предлагает сегодня подобные меры.

Сегодня попытка приобретать иностранную валюту на рубли, а именно к этому подталкивают сегодня спекулянты, когда Центробанк уходит с рынка, это означает ограничивается количество валюты, которую с рынка хотят скупить спекулянты. Сейчас разжигая панику среди людей, они и хотят компенсировать наличие на рынке этой валюты. То есть, люди бросаются скупать валюту, в результате они обязательно проиграют. Никогда на кризисе нельзя переходить из одной валюты в другую. Даже профессиональные дилеры такого не делают. А когда мы говорим о пенсионерке, у которой есть какие-то накопления в рублях – она будет тратить эти деньги здесь и в рублях. Неслучайно именно сегодня появились предложения выставлять ценники в условных единицах. Простите, это все линия из одной цепочки выстраивается.

Мне пришлось на прошлой неделе проанализировать данные по поставкам продуктов в торговые сети и московские рестораны. Вот я просто собрал, причем на самом деле практически по всем поставщикам. Я могу сказать, что 80% повышения цен, которые сейчас предложены поставщиками продуктов, необоснованны. Не имеют никакого отношения к изменению курса валюты. Так что это означает? Вместо того, когда открылась действительно ниша и можно заменить своей продукцией то, что сегодня не приходит в страну, многие пытаются просто сорвать куш, получить максимально возможную прибыль и естественно возникает эта проблема.

Еще раз, хотелось сказать только одно – бросаться сегодня в обменники или пытаться поменять рубли на доллары – это потерять те сбережения, которые у людей есть. Сегодня самое главное, я обращаюсь к средствам массовой информации, – не надо нагнетать панику в стране. Это наша с вами страна. Мы все в ней живем. И вот то, что сейчас происходит, когда нагнетается паника – это самое худшее из того, что мы можем предложить.

Еще раз хотел бы обратить внимание, что Центральный банк сделал единственно возможный в этой ситуации шаг. В Центробанке работают настоящие профессионалы, которые контролируют эту ситуацию и готовы сделать любые необходимые шаги, для того, чтобы и помешать спекулянтам спекулировать на рынке так, как они это делали до сих пор, и в то же время решать вопросы снижения инфляции.

Последнее, что хотел сказать по действиям ЦБ – мне кажется, что очень важно понимать, что такое решение не может дать разовый эффект. Когда говорят – вот смотрите – упал и снова поднимается. Это нормальная реакция. Если мы посмотрим реакцию в любой стране мира в такой ситуации, она происходит точно так же. Для стабилизации рынка в таких случаях обычно нужно две-три недели. Вот я готов через две-три недели стоять здесь перед нами. Если мои слова не сбудутся, объяснить, почему так произошло или признать, что я в этом ничего не понимаю.