Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяМероприятия

Необходимость единого образовательного пространства обсудили в Госдуме

Cегодня, 29 января, состоялось заседание Патриотической платформы партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на тему «Единая страна – единое образовательное пространство».

Открывая мероприятие, председатель комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции, координатор Патриотической платформы «ЕДИНОЙ РОССИИ» Ирина Яровая отметила, что образование имеет фундаментальное значения при решении главнейших задач – «сохранение единства культурного пространства, преемственности поколений, сохранения национальной и культурной идентичности, традиций страны».

Депутат напомнила, что в соответствии с Конституцией РФ все дети имеют право на общедоступное качественное образование, и государство обязано гарантированные Основным законом права обеспечить.

«Сегодня общедоступность образования и единство образовательного пространства, к сожалению, в реальности не обеспечено, - констатировала парламентарий. – Ребенок не может перейти из одной школы в другую беспрепятственно: у него возникнут проблемы – ему понадобиться другой набор учебников, у него будет несколько другая программа обучения».

В существующей коммерческой вариативности заинтересовано большое количество книгоиздателей, авторов учебной литературы, отметила Яровая. «Но какое это имеет отношение к ребенку и к гарантированному государством праву?!», - возмутилась депутат.

Яровая предложила проанализировать образовательные стандарты. По ее словам, в соответствие с ними на изучение русского языка предоставлено меньше часов, чем на изучение иностранного.

«Министерство образования хочет в ЕГЭ ввести обязательную сдачу иностранного языка, а в школьную программу - второй обязательный иностранный язык. Получается, что наша система образования заточена под изучение иностранного языка. И как мы хотим в таких условиях сохранить наши традиции?» - задалась вопросом парламентарий.

Яровая обратила внимание, что такая же ситуация складывается и в области преподавания литературы. «Учащимся по программе 2100 заменили изучение «Евгения Онегина» на книгу «Повелитель мух». Последняя считается бестселлером, но это - чудовищное произведение», - возмутилась она.

Во всех областях существуют базовые стандарты, однако в сфере литературы их нет, добавила Яровая.

«Сегодня система школьного образования учит детей на тройку. На более высокую оценку – 4 и 5 - можно научиться, но с участием репетиторов», - констатировала глава думского комитета, добавив: «Мы не согласны с таким подходом».

«Школа должна учить. Между тем мы наблюдаем, как в прошлом году снизили балл по русскому языку в рамках ЕГЭ с 36 до 24 баллов», - напомнила Яровая.

«Министерство образования говорит, что улучшилось качество экзамена, но на самом деле упало качество обучения. Это преступление», - считает координатор партийной платформы.

По мнению Яровой, Министерство образования «опасно исполняет поручение Президента по разработке образовательных стандартов». «Мы даже не знаем, кто автор и исполнитель данного «шедевра», - заметила она.

«У нас предложение: прописать в законе об образовании то, что прямую ответственность за разработку образовательных стандартов несет министр и министерство. Необходимо вводить персональную ответственность за исполнение всех стандартов», - заключила Яровая.

Член комитета ГД по обороне Виктор Водолацкий обратил внимание собравшихся на отсутствие федерального закона о русском языке и указал на негативные последствия: качество родного языка резко падает, а в мононациональных республиках все меньше времени отводится изучению русского языка.

Парламентарий напомнил, что уже больше года в Правительстве РФ и в Администрации Президента «находятся изменения в закон о языках народов РФ, где четко прописано, что русский язык – это родной язык». «Сегодня в Новороссии право иметь русский язык как родной люди защищают с оружием в руках, а мы на законодательном уровне в течение года не можем согласовать ту поправку в закон!», - возмутился Водолацкий.

Депутат предложил в качестве первоочередной задачи – принятие федерального закона о русском языке, который «ждет сегодня весь русский мир», который позволит России «сохранить и защищать национальное единство, свою идентичность».

Председатель комитета ГД по образованию Вячеслав Никонов напомнил, что с 2007 года появилось понятие ГОС, которые должны были обеспечивать единство образовательного пространства РФ, а образовательные организации самостоятельно должны были определять образовательные программы. «То есть на госстандартах лежала основная ответственность по обеспечению единства образовательного пространства. Но ГОСы вводились и продолжают вводиться асинхронно. ГОС начального общего образования был утверждён в 2009 году, школы страны перешли на него в 2011-ом. ГОС основного общего образования принят в 2010 году, реализация должна начаться с 1 сентября 2015 года. ГОС среднеобщего образования приняли в 2012 году, а начнут реализовывать программу только с 2020-го года. ГОС школьного общего образования приняли в 2010, начнут реализовывать с 2015 года».

Когда принимался этим составом Госдумы закон «Об образовании» в 2012-ом году никакого реально практического опыта реализации ГОСов не было, поэтому законодатель просто переписал норму 2007 года в закон «Об образовании» 2012 года, добавив дополнительно нормы об экспертизе примерных основных образовательных программ и формирование реестра этих программ. Как показывает наш анализ, реестр в полной мере не сформирован, а значительное число образовательных организаций уже перешли к реализации образовательных программ на основе ГОСов изначальных», - рассказал Никонов.

По словам депутата, в содержании различных образовательных программ сегодня существуют серьезные отличия, и комитет ГД по образованию оценивает это как угрозу нарушению единства образовательного пространства.

«Для объединения образовательного пространства были созданы учебники, они появились еще до начала реализации ГОСов. Другими словами, телега встала впереди лошади и начала управлять процессом образования», - констатировал глава образовательного комитета.

«Президентом России в целях обеспечения единого образовательного пространства было дано поручение создать федеральные образовательные стандарты начального, общего и среднего образования, в том числе по отдельным учебным предметам. В рамках работы комитета по образованию была создана соответствующая рабочая группа, которая должна заниматься регулированием развития общего образования. Предложений к ней сегодня поступает много. Одно из них – утверждение ГОСов на законодательном уровне», - сообщил он.

«Мы приглашаем всех к работе по совершенствованию госстандартов», - заключил Никонов.

Итоги качества образования необходимо рассматривать именно как государственный заказ, сказала Ирина Яровая, подводя итоги обсуждения.

По ее словам, необходимо определить приоритеты в системе образования и в распределении часов по базовым дисциплинам. «Мы уже обращали внимание на то, что 866 часов, отданных русскому языку, и 939 – иностранному языку, а также желание Министерства образования ввести дополнительно второй иностранный язык и ЕГЭ по иностранному языку, все это ставит под сомнение сам факт того, что государство Российской Федерации является заказчиком образования», - заметила депутат.

«Мы также должны рассматривать итоги качества образования именно как государственный заказ, - считает Яровая. - В эту сферу государство вкладывает огромные деньги. Дело, наверное, в том, что Минобразования и науки не чувствует себя ответственным за исполнения этого госзаказа».

«Что касается экспертизы учебников, то ее проводит тот, кто фактически и является их автором. Во всем этом нет главного – самого Министерства образования. То есть, должен появиться ответственный субъект, отвечающий за образование», - заключила координатор партийной платформы.