Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяМероприятия

Андрей Макаров: Важнейшей частью изменений в федеральном бюджете-2017 становится поддержка регионов и сферы культуры

Государственная Дума на пленарном заседании в среду, 21 июня, рассмотрела в третьем чтении поправки к закону о федеральном бюджете на 2017 год. Как заявил журналистам в преддверии заседания Председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, документом выделяются дополнительные средства на поддержку регионов, малого бизнеса, социальную сферу и сферу образования. В Постановлении, принятом с законопроектом, зафиксированы приоритеты бюджетной политики: безусловное выполнение указов Президента, проектное планирование, финансирование вузов вне системы Минобразования и другие.

По словам Макарова, в законопроекте, который был вынесен на пленарное заседание, отражены итоги той работы, которая длительное время велась Правительством Государственной Думой. «Наверное, первый и главный вывод и основная цель данного законопроекта – зафиксировать, что экономический спад в России закончился. И начинается период экономического роста», - подчеркнул он.

В свою очередь, главная цель Правительства и Государственной Думы – добиться того, «чтобы этот экономический рост стал стабильным и высоким и дал возможность решить главную задачу, поставленную Президентом: выйти на темпы роста выше среднемировых».

«Законопроект фиксирует, что бюджет в 2017 году получит дополнительные доходы. Доходы бюджета вырастают почти на 9% по сравнению с теми расчетами, которые делались в декабре прошлого года, когда принимался закон о федеральном бюджете на 2017-2019 годы. И растут примерно на 9 %, даже немного больше, по сравнению с доходами, которые бюджет получил в прошлом, 2016, году», - заявил Макаров.

Согласно принятому закону, дополнительная поддержка промышленности составит более 25 млрд руб. На поддержку села будет выделено 35 млрд руб., из них 25 млрд - это докапитализация Россельхозбанка, «который должен обеспечить получение нашими аграриями нормальной кредитной поддержки», и 10 млрд – это прямая поддержка села, сообщил глава профильного комитета.

Макаров указал на то, что важнейшей частью предлагаемых изменений становится поддержка регионов. «С учетом поправок ко второму чтению на поддержку расходов регионов, поддержку сбалансированности их бюджетов направляется порядка 4 млрд рублей. 10 млрд рублей добавляются на гранты, которые получат регионы, обеспечивающие высокий экономический рост. То есть это конкуренция регионов за создание (комфортной деловой среды) – налоговой базы и других параметров, и 10 млрд – это очень большая сумма, тем более, с учетом тех средств, что были заложены в основном бюджете еще в декабре. Таким образом, общая сумма средств, выделяемых на эти цели, теперь составит 20 млрд – это очень приличные деньги, которые регионы получат в случае наращивания своего экономического потенциала», - подчеркнул парламентарий и добавил, что 10 млрд рублей также дополнительно пойдет на дорожное строительство в регионах.

Кроме того, Макаров обратил внимание на то, что приоритетом бюджетной политики сегодня действительно становится культура. Поправки в бюджет обеспечивают дополнительные расходы на культуру более 3 млрд руб. «Здесь и закупка музыкальных инструментов для оснащения детских школ искусств, и развитие детского историко-познавательного туризма. Это и чрезвычайно важный вопрос, который был решен в рамках второго чтения – выделение 233, 5 млн рублей дополнительно на гастрольную деятельность региональных театров. Сегодня средства на гастрольную деятельность есть только у крупных московских театров, театров Санкт-Петербурга, а региональные театры из-за отсутствия денег этих возможностей были лишены. Все деятели культуры, Союз театральных деятелей заявляли о необходимости поддержки такой деятельности, и нам удалось найти эти средства. С учетом, что в бюджет уже было заложено 270 миллионов, к ним добавляется еще 233, 5 – это уже полмиллиарда руб. Это очень серьезная добавка на эту деятельность», - заявил Макаров.

Он сообщил также, что вопросы распределения этих средств взяты депутатами под серьезный парламентский контроль. «Этот вопрос будет контролироваться трехсторонней комиссией парламента совместно с Правительством, кроме того, мы дали соответствующие поручения Счетной Палате», - сказал он.

Законопроектом, помимо прочего, выполнены поручения Президента РФ об индексации грантов Президента, которые получают известные коллективы и организации культуры. Эти гранты не индексировались с 2012 года, индексация будет проведена на сумму 1,7 млрд рублей.

Также Макаров остановился на нормах о поддержке региональных бюджетов в части объектов, которые непосредственно финансируется из федерального бюджета. «Так, только инфраструктурные проекты Крыма получают дополнительные 5 млрд рублей, уже не говоря о том, что почти 1 млрд рублей идет на дорогу «Таврида». Мы знаем, насколько велико значение данной дороги, дополнительные доходы бюджета идут также и на эти цели. Десятки, я подчеркиваю, десятки социально значимых объектов нашли свое отражение в бюджете, и за счет дополнительных доходов будет профинансированы», - заметил он.

Во исполнение поручений Президента выйти на темпы роста на уровне не ниже среднемировых и превысить эти показатели «Государственная Дума идет на шаг в достаточной степени беспрецедентный – вместе с поправками в бюджет впервые в истории палаты предлагается принять Постановление, которое было очень подробно проработано в комитете по бюджету и налогам вместе со Счетной палатой, с Правительством».

«В этом документе фиксируются те приоритеты, которые парламент считает необходимым поставить в ходе формирования бюджетной политики. Кто-то скажет, что парламент вмешивается в дела Правительства. Это не так. Парламент высказывает свою позицию по приоритетам. Правительство может согласиться или не согласиться, и тогда обсуждение этих вопросов продолжится в рамках тех законов, которые вносятся в Парламент, в том числе, и в законе о бюджете», - отметил Председатель комитета по бюджету и налогам.

Важнейшей частью Постановления стало положение о возможности в ходе исполнения бюджета 2017 года в случае необходимости вносить поправки осенью для того, чтобы решать поставленные задачи. «Мы предложили в случае необходимости использовать Резервный фонд Правительства, который также пополняется за счет тех средств, которые сейчас поступают в федеральный бюджет. Наконец, важнейшей частью Постановления становятся предложения Госдумы, которые, мы считаем, необходимо учесть при формировании бюджета следующей трехлетки», - рассказал депутат.

Макаров остановился на нескольких пунктах Постановления, которые представляются особо значимыми. Первое – это безусловное обеспечение выполнения майских Указов Президента. Второе – переход на планирование в бюджете исходя из определения приоритетных проектов. Парламентарий отметил, что как раз сегодня Госдума будет слушать отчет Счетной Палаты, который подтверждает неэффективность планирования и исполнения государственных программ и добавил, что «Государственная Дума предлагает перейти к бюджетному планированию исходя из тех приоритетных проектов, которые были предложены Председателем Правительства Д.А. Медведевым во время его отчета в Госдуме, и были поддержаны Президентом». По мнению Макарова, «по существу это означает возврат, но только уже на новом, гораздо более высоком уровне, к национальным проектам, которые показали свою высокую эффективность».

«Здесь я отвлекусь на несколько секунд от бюджета и скажу, что то, что Государственная Дума в один день рассматривает в третьем чтении поправки в закон о бюджете и отчет Счетной Палаты о работе за 2016 год, является очень важным фактором. Потому что такого тщательного и подробного анализа действий всех министерств и ведомств, по существу, всей системы органов управления, который дан в отчете Счетной палаты, мы давно не видели. Мне кажется, что это очень важное обстоятельство, которое позволяет нам поставить следующую задачу – повышения эффективности расходования бюджетных средств», - сказал он.

Одним из приоритетов работы над бюджетом депутаты видят безусловное выполнение поручений Президента от 18 августа 2015 года по эффективности расходования бюджетных средств. «К сожалению, они далеко не все выполнены, - заметил Макаров. – Мы видим, как растет незавершенное строительство, как бросаются недостроенные объекты и миллиарды рублей в буквальном смысле этого слова просто зарываются в землю. Мы предлагаем конкретные меры, как остановить это безобразие и как его исправить. Госдумой давались специальные поручения, которые должны быть решены, и  которые комитет сегодня также вынесет на обсуждение».

Глава бюджетного комитета напомнил о проблеме с задержкой зарплат ростовским шахтерам и заметил, что «именно тогда вмешательство Госдумы позволило начать с шахтерами диалог и поставить вопрос о решении этих всех этих проблем». «Проблемы эти решаются. Но сегодня они решаются за счет бюджета Ростовской области. В Постановлении дается прямое поручение трехсторонней комиссии изыскать необходимые средства в ходе распределения трансфертов регионов, и эти средства Ростовской области выделят», - указал депутат.

Важнейшей темой он назвал также финансирование вузов, которые не входят в систему Министерства образования. «Мы прекрасно понимаем, что подготовка врача требует больше денег, чем подготовка юриста, экономиста и даже дизайнера, однако сегодня финансирование медицинских вузов, финансирование вузов сельскохозяйственных (я думаю, что в полной степени это относится к подготовке агрономов, механизаторов, мелиораторов, то есть людей высшей квалификации), но сегодня их финансирование на порядок меньше чем финансирование вузов, входящих в систему Минобра. Уже не говоря о вузах министерства культуры, а ведь это и учителя музыкальных школ, это будущее наших детей. Так вот,  Государственная Дума предлагает провести целый ряд мероприятий с целью довести финансирование этих вузов как минимум до уровня вузов Минобра. Предстоит сделать очень серьезные исследования, но мы считаем, что это уже приоритет следующего трехлетнего бюджета», - заявил Макаров.

Также в Постановлении обозначен приоритет села; на основе серьезных исследований были внесены предложения о формировании программы поддержки села.

«Регионы, малый бизнес, социальная поддержка, расширение поддержки социальных объектов и, в первую очередь, образовательных объектов – дополнительная поддержка программы школ. Вот те меры (на самом деле, я называл далеко не полный перечень), которые сегодня предстоит рассмотреть Государственной Думе», - заметил Председатель комитета по бюджету и налогам.

«И, наконец, последнее, что хотел бы сказать в этой связи. Очень часто звучат голоса (оппозиционных фракций) – мы Постановление поддерживаем, а за бюджет голосовать не будем. Я напоминаю, что Постановление Государственной Думы начинается словами: принять законопроект о бюджете в третьем чтении, потому что выполнение этого Постановления возможно только в одном случае – если принимается бюджет. Поэтому все попытки сказать: мы поддерживаем Постановление, но не поддерживаем бюджет – это не более, чем политические игры», - заключил Макаров.