Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Госдума рассмотрит поправки в Таможенный кодекс

9 марта в Государственной Думе планируется рассмотреть в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации», который направлен на совершенствование таможенного администрирования исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных платежей.
Как сообщила член фракции «Единая Россия», председатель подкомитета по таможенно-тарифному регулированию и внешнеэкономической деятельности Комитета Государственной Думы по бюджету и налогу Надежда Азарова, которая является одним из авторов законопроекта, работа над законопроектом велась совместно представителями Федеральной таможенной службы, профильных министерств и участников внешнеэкономической деятельности. Еще осенью 2004 года в Государственной Думе прошли Парламентские слушания по правоприменительной практике Таможенного кодекса. Затем Экспертным советом при подкомитете по таможенно-тарифному регулированию и внешнеэкономической деятельности с участием представителей органов исполнительной власти и деловых кругов были детально обсуждены и обобщены замечания и предложения, поступившие от участников внешнеэкономической деятельности. В результате в Государственную Думу внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации». Законопроект одобрен Правительством Российской Федерации.
Проект федерального закона разработан с целью устранения технических ошибок, внутренних несоответствий, устранения правовых пробелов, выявленных в результате мониторинга применения Таможенного кодекса Российской Федерации с 1 января 2004 года, а также для устранения некоторых противоречий с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Кроме того, глава Таможенного кодекса «Таможенные платежи» приводится в соответствие с Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенцией), что необходимо в преддверии вступления Российской Федерации в ВТО.
Если говорить более детально о предлагаемых законопроектом изменениях, то необходимо сказать, в частности, о следующем.

Имелось много замечаний в части возможности выпуска товаров без предъявления всех разрешительных документов(статья 149.)
Действующая формулировка статьи участниками внешнеэкономической деятельности трактовалась таким образом, что по желанию декларанта любые разрешительные документы могут быть представлены после выпуска товаров.
И чтобы исключить двойное толкование нормы, предложено уточнение: выпуск товаров осуществляется таможенными органами, если в таможенный орган представлены необходимые разрешительные документы, за исключением случаев, когда указанные документы с разрешения таможенного органа, могут быть представлены после выпуска товаров. То есть документы могут быть представлены после выпуска товаров не по желанию декларанта, чем могут воспользоваться недобросовестные участники ВЭД, а именно с разрешения таможенного органа. И решение на выпуск товаров до предъявления документов принимает таможенный орган только в отношении добросовестных участников.

Также предлагается упростить порядок выпуска товаров в случае возбуждения дела об административном правонарушении. Сейчас, а таких случаях, как правило, товары находятся на складе временного хранения до окончания производства по делу. «Сегодня кодекс разрешает выпуск таких товаров в свободное обращение, но механизма выпуска нет. Поэтому данная норма Таможенного кодекса по сути носит декларативный характер. В результате импортер несет существенные издержки по хранению товаров, даже если нарушение малозначительное. Предлагаемые нами изменения (статья 154) позволят осуществить выпуск товара до окончания производства по делу,»- сообщает Надежда Азарова. Кроме того, дается новая норма, которая указывает на то, что в случае изъятия таможенной декларации в качестве вещественного доказательства, может быть подана новая.

Вносятся также дополнения, дающие право таможенникам взыскивать пошлины и налоги, если декларантом не подтверждено соблюдение условий помещение товара под заявленным таможенный режим, предусматривающий полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей. (статья 161). «Таможенникам сложно бороться с нарушениями таможенного режима, - добавляет Азарова, - поправки дают таможенникам право взыскать пошлины и налоги, если избранный таможенный режим должным образом не исполняется. В таких случаях участник внешнеэкономической деятельности должен оплатить платежи таким образом, как если бы эти они уплачивались при выпуске товаров в свободное обращение».

Таможенный кодекс (статья 278) предлагается дополнить правилами уплаты таможенных платежей в отношении запасных частей и оборудования для временно ввезенных транспортных средств. Как пояснила Надежда Азарова: «Если временно ввозятся запасные части и оборудование, которые предназначены для ремонта, технического обслуживания и эксплуатации транспортного средства, то в отношении замененных частей оборудования подлежат уплате таможенные пошлины и налоги, которые подлежали бы уплате, если бы эти запасные части выпускались для свободного обращения. Эта норма полностью соответствует Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции)».

Предлагается также более полное описание правил уплаты таможенных платежей при вывозе товаров трубопроводным транспортом. (статья 312). В частности уточняется порядок уплаты вывозных пошлин в случае подачи временной таможенной декларации после 20-го числа месяца, предшествующего поставки.

Предусматривается установить солидарную ответственность таможенного брокера с декларантом за уплату таможенных пошлин, налогов. (статья 320). Это делается для того, чтобы при возникновении спорной ситуации, брокеры не перекладывали всю ответственность на импортеров.
Предусматривается ответственность не только в случае неуплаты таможенных платежей, но и при неуплате их в установленный срок.
Кроме того, «мы столкнулись с ситуацией,- поясняет Надежда Азарова, -что при ликвидации юридического лица Таможенный кодекс никаким образом не регулирует вопросы уплаты таможенных пошлин и налогов». Поэтому предлагается возложить ответственность по уплате таможенных платежей на ликвидационную комиссию. А если юридическое лицо реорганизовано, то ответственность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с проектом данного федерального закона должно нести лицо, которое является правопреемником.

В настоящее время Таможенным кодексом установлено, что налоговой базой для исчисления таможенных пошлин и налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество (статья 322). Но это противоречит Налоговому кодексу РФ, поскольку при исчислении акциза в налоговую базу включается также сумма пошлины, а при исчислении НДС - таможенная пошлина и акциз.
В настоящее время по данному вопросу ФТС России изданы соответствующие разъяснения. Но, учитывая, что продолжают поступать иски в суды, требуется законодательное урегулирование вопроса.
Вместе с тем, рассматриваемую статью необходимо дополнить тем, что налоговой базой по акцизам могут являться и другие характеристики (объем подакцизных товаров в натуральном выражении).

Предлагаются уточнения сроков уплаты таможенных платежей (статья 329).
При ввозе товаров - не позднее дня подачи таможенной декларации.
При предварительном декларировании - не позднее дня выпуска товаров.
При подаче периодической декларации и выпуске товаров таможенные пошлины уплачиваются не позднее 15-ти дней.
То есть предлагается совершенно понятный для участников внешнеэкономической деятельности порядок.

Предлагается также уточнить, что авансовые платежи могут быть внесены исключительно в валюте Российской Федерации. (статья 330). Как рассказала Надежда Азарова: «Уже сейчас в иностранной валюте у нас авансовые платежи на счет таможенного органа не поступают. Приостановлена эта норма с 1 января по 31 декабря 2007 года законом о Федеральном бюджете. И сейчас мы это хотим законодательно урегулировать в Таможенном кодексе».
Кроме того, предлагается внести изменение, что возврат таможенных платежей осуществляется, если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня последнего распоряжения лица об использовании авансовых платежей, а не со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа, как прописано в действующей редакции Таможенного кодекса, т.е.удлиняются возможные сроки возврата авансовых платежей декларантом. К тому же добавляется норма, о том, что по истечении этого срока суммы авансовых платежей перечисляются в федеральный бюджет. Как пояснила Надежда Азарова, в действующей редакции Кодекса, дальнейшая судьба этих платежей не определена.
Вводится правило учета таможенных платежей в валюте Российской Федерации, что также вызвано изменившимися требованиями бюджетного законодательства. Точно определяется день, на который применяется курс валют - день фактического поступления денежных средств на счета таможенных органов либо внесения в кассу таможенных органов (статья 331). Устанавливается также предельный период времени, за который таможенный орган может представить подтверждение об уплате таможенных платежей - 3 года.

Предлагается увеличить до трех лет срок нахождения банков и иных кредитных организаций в реестре кредитных учреждений, имеющих право выступать гарантами перед таможенными органами. Действующий срок - один год (статья 344).

Предлагаются дополнения и изменения в Таможенный кодекс, которыми прописывается последовательность мер, применяемых таможенными органами по принудительному взысканию таможенных платежей. (статей 348, 350, 351, 351-1 и 353).
Дополняется перечень случаев, когда принудительное взыскание платежей не производится.
«Мы думаем, - говорит Надежда Азарова, - что участники внешнеэкономической деятельности положительно воспримут эту норму, поскольку предлагается: если меры по принудительному взысканию не предприняты в течение одного года со дня истечения срока уплаты, и плательщик не предпринял попыток скрыться, либо скрыть свои счета или имущество в течение двух лет, то тогда принудительного взыскания платежей не производится. Добросовестным участникам мы должны предоставлять упрощенный порядок декларирования, а со всеми остальными работать с учетом анализа рисков и управления рисками».

Предлагается уточнить правила возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей (статья 355). Добавляется положение, что к заявлению плательщика должны прилагаться документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Также предусматриваются особенности возврата таможенных платежей в тех случаях, когда за плательщика таможенных платежей их уплачивает иное лицо. В таком случае к заявлению должен прилагаться документ, подтверждающий согласие этого лица на возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов плательщику.
При заявлении о возврате излишне уплаченных налогов, плательщик также должен подтвердить, что суммы налогов не заявлены им налоговому органу в качестве налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость или к вычету или возврату по акцизам в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Уточняются случаи, когда при перемещении товаров через таможенную границу сборы за таможенное оформление не уплачиваются. (статья 357-9). «Есть конкретные обращения заинтересованных организаций, - поясняет Надежда Азарова, - которые вынуждают Правительство принимать отдельные постановления об освобождении от таможенных сборов. Речь идет о случаях, когда те же самые товары обратно вывозятся или ввозятся». Такие товары предложено освободить от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление. Как известно, таможенный сбор должен определяться примерной стоимостью оказываемых таможенными органами услуг. Поэтому предлагается также освободить товары, общая стоимость которых при вывозе одним отправителем в течении одной недели не превышает 5 тысяч рублей, т.е речь идет о товарах, отправляемых почтой. От уплаты таможенных сборов освобождаются также товары, предназначенные для выполнения космических программ, обеспечения функционирования комплекса «Байконур», товары, предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных действий, чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, предлагается новая статья 432-1, которая направлена на то, чтобы устранить правовой пробел в части реализации иностранных товаров, в том числе, если иностранные товары вводятся в оборот, за исключением случаев их конфискации, то есть их реализация должна сопровождаться уплатой таможенных платежей. «Речь в этой статье идет об интересах федерального бюджета. Если идет реализация иностранных товаров, то должны быть уплачены таможенные пошлины, налоги, а также иные пошлины, в том числе антидемпинговые, специальные защитные, компенсационные, если таковые имеются» - поясняет Надежда Азарова.

Пресс-служба