Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Аршба: Необходимы конкретные решения

Опубликованная в понедельник уже четвертая статья Владимира Владимировича Путина продолжает серию программных авторских статей. В первой из них глава правительства изложил свои взгляды на основные проблемы, стоящие перед государством, вторую статью посвятил национальному вопросу, а в третьей подробно описал программу своих дальнейших действий в области экономики и объяснил их логику.

В своей очередной статье «Демократия и качество государства» Владимир Владимирович пишет о своем видении России как эффективного государства, служащего интересам всего общества, всего многонационального российского народа. Ключевой является мысль о том, что существование такого государства в отсутствие полноценной демократии невозможно, а демократия работает только там, где люди готовы в нее вкладывать.

По мнению Отари Ионовича Аршба, первого заместителя руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе, председателя Комиссии по координации и взаимодействию с соотечественниками, проживающими за рубежом при Генсовете партии «Единая Россия», реалии 21-го века, века информации, обуславливают необходимость новых механизмов вовлеченности общества в деятельность государства, непрерывного влияния граждан на власть. И в этом плане предложенные В.В.Путиным положения интернет-демократии не имеют аналогов: на городском, муниципальном уровне - это возможность проведения голосований и местных референдумов, информационная прозрачность всех аспектов повседневного взаимодействия граждан и местной власти. На федеральном уровне – это возможность изучения и проработки всех государственных документов на этапе их подготовки, правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут 100 тысяч и более подписей в интернете.

Вопрос: статья опубликована через 2 дня после состоявшихся 4 февраля митингов в Москве и других городах России. Является ли она ответом на события последних дней и свидетельством готовности власти идти на уступки оппозиции?

Все опубликованные статьи являются хорошо продуманными публикациями, которые невозможно подогнать к той или иной дате. Очевидно, что и четвертая статья, посвященная вопросам демократии, является результатом долговременного размышления и писалась она отнюдь не один-два дня. Однако появление этой статьи действительно оказалось исключительно своевременным, поскольку идеи, в ней озвученные, являются ответом на вопросы, связанные с перспективой взаимодействия различных слоев общества как между собой, так и с властью. В этом смысле уместнее говорить не об уступках, а об упреждающих мерах, о предложениях для взаимодействия между оппозиционерами и правительством. И эти предложения инициированы В.В.Путиным исключительно по собственной воле, сообразно своим представлениям о взаимодействии власти и общества, а не под нажимом оппозиции.

Вопрос: в западной прессе зачастую превалирует мнение, будто развитие демократии имело место в период президентства Б.Н.Ельцина, в то время как политика В.В.Путина напротив, направлена на сворачивание демократии. Как, на Ваш взгляд, действительно обстоят дела с демократией в России?

Хотя слово «демократия» звучало с начала 90-х годов, о реальной демократической практике в начальный период постсоветской России, политическое устройство которой было формально скопировано с западных образцов, говорить не приходится. На деле демократией пытались представить слабость власти, ее неспособность применять силу для обеспечения законности, для консолидации государства и общества.

Причиной такого положения дел являлся не чей-то злой умысел, а уровень развития общества на тот момент. Подавляющее большинство российского общества не имело еще опыта самостоятельности, независимости. Российское общество в значительной степени было подвержено необоснованным иллюзиям и не имело опыта противостояния манипулированию их надеждами и стремлениями. Потребовался некоторый период времени для «взросления» общества, укрепления федерального центра. Власть, опираясь на волю народа, добилась стабилизации баланса межрегиональных, межэтнических и межрелигиозных отношений в стране.

В настоящее же время на передний край политически активного российского общества выходит средний класс – социальная группа, полностью отсутствовавшая в советское время и представленная мизерными долями процентов в России 90-х годов.

Возникновение и формирование среднего класса является результатом целенаправленной деятельности власти. Средний класс - крайне важный элемент зрелого гражданского общества, поскольку именно он является основой стабильности и развития.

Однако средний класс требует и иного уровня взаимодействия с властью. А качество государства в настоящее время сильно отстает от требований, предъявляемых к власти средним классом, не обеспечивая должной возможности гражданского общества участвовать в управлении государством.

Дальнейшее развитие демократии в России подразумевает обновление механизмов демократии, расширение участия ставшего гораздо более зрелым, активным и ответственным общества во власти. Под обновлением механизмов демократии подразумевается обеспечение отражения интересов больших социальных групп, в том числе и вновь возникающих или выходящих на передний план общественной активности, при обязательном публичном согласовании этих интересов.

Вопрос: одной из любимых тем для западной прессы является якобы ограничение гражданских свобод в России. Каково Ваше мнение по этому поводу?

Сам факт, никем не отрицаемый, что в обществе идет напряженная дискуссия, что общество, в сущности, ведет открытую безбоязненную дискуссию и с властью, и лично с В.В.Путиным – уже само по себе является показателем высокого уровня свободы российского общества. Если верить тому образу, который вытекает из стереотипов о России – подобное просто невозможно. Тем не менее, дискуссия есть, и она развивается, используя все более широкие площадки – интернет, СМИ, митинги.

Вопрос: предполагает ли В.В.Путин для России особый путь государственного строительства на нынешнем этапе?

Механическое, слепое перенесение западных стандартов, копирование по внешнему образцу, как уже отмечалось, не является целью. Тем не менее, внедрение в России лучших практик работы институтов власти развитых в социальном плане государств следует приветствовать.

В частности, следует создать квалифицированный штат государственных гражданских служащих для решения сложных задач государственного управления, как это принято в большинстве развитых стран, развивать конкуренцию среди государственных управленцев.

Стандарты государственных услуг должны быть основаны на позициях и в интересах потребителей этих услуг. Чиновники, не соблюдающие эти стандарты, должны будут нести ответственность, вплоть до увольнения и лишения права замещать должности государственной гражданской службы.

Следует также широко использовать хорошо зарекомендовавший себя институт омбудсменов. Большое внимание следует уделить местному самоуправлению, до сих пор не получившему должного уровня развития в России.

Вопрос: каковы же первоочередные практические действия, которые необходимо предпринять власти?

Все инициативы, изложенные В.В.Путиным в этой и предыдущих программных статьях, а также мнения, высказанные в процессе их обсуждения, должны быть рассмотрены Государственной Думой. Профильные комитеты Государственной Думы должны будут подготовить соответствующие законопроекты и внести их на рассмотрение.

Отдельной темой следует рассматривать борьбу с коррупцией. Победа возможна лишь при условии разделения власти и собственности, с одной стороны, и исполнительной власти и контроля за ней – с другой. И это должно быть закреплено нормативными актами.

Наконец, весь мировой опыт свидетельствует о невозможности построения полноценного демократического общества без наличия сильной и независимой судебной системы. В России, помимо обеспечения независимости, стоит задача отхода от обвинительного, карательного уклона.

В целом, все упомянутое является конкретными, эффективными и практически реализуемыми решениями, целью которых является обеспечение работы государства в интересах общества и подлинного народовластия в России.