Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Кидяев: В Бюджетном Кодексе будут учтены инициативы Комитетв Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления

«В Бюджетном Кодексе будут учтены инициативы Комитетв Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, – заявил глава Комитета Виктор Кидяев 23 ноября, в день рассмотрения Госдумой соответствующего законопроекта в третьем чтении. – Они направлены на пополнение доходной базы муниципальных образований.

Решение вопроса об увеличении доходной базы местных бюджетов и создание стимулов для органов местного самоуправления к наращиванию экономического потенциала муниципальных образований является необходимым условием для обеспечения устойчивого и комплексного социально-экономического развития муниципальных образований. Я и другие депутаты Государственной Думы - члены Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления неоднократно вносили в Государственную Думу законодательные инициативы и мотивированные предложения в Правительство Российской Федерации. Наши предложения предусматривали возможность закрепления за местными бюджетами дополнительных отчислений от налоговых доходов, на развитие налогооблагаемой базы которых могут влиять органы местного самоуправления. Это, в частности, налог на доходы физических лиц, налог, взимаемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения, налог на прибыль организаций, транспортный налог и др.

С опорой на предложения нашего Комитета Правительство Российской Федерации планирует обеспечить повышение уровня доходов местных бюджетов в два этапа.

Первый предусматривает перераспределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы в пользу муниципалитетов в течение 2012-2014 годов. Законопроект, вносящий соответствующие изменения в Бюджетный Кодекс Российской Федерации, рассмотрен сегодня Государственной Думой в третьем чтении. Он предусматривает передачу местным бюджетам ряда дополнительных доходов.

Согласно данному проекту, с 2013 года суммы штрафов за несоблюдение правовых актов органов местного самоуправления в полном объёме будут перечисляться в муниципальные бюджеты.

В полном объёме с 2014 года, согласно тексту законопроекта, в бюджеты городских округов будут поступать доходы от арендной платы за находящиеся в их границах земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Также городские округа смогут получать в полном объеме денежные средства от продажи права на заключение договоров аренды данных земельных участков и от самой продажи данных земельных участков. В настоящее время в бюджеты городских округов зачисляются только 80% данных доходов.

Также с 2014 года в местные бюджеты перейдут отчисления от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей. Нормативы данных отчислений должны быть дифференцированными и устанавливаться региональной властью исходя из протяжённости автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований. Общий объём таких отчислений в муниципалитеты должен составлять не менее 10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога. Данные средства планируется направлять в муниципальные дорожные фонды, за счёт которых будет осуществляться финансирование дорожной деятельности на местном уровне.

15% от суммы, зачисляемой в федеральный бюджет за негативное воздействие на окружающую среду, перейдут на уровень местного самоуправления. В действующем законодательстве закреплены следующие нормативы отчислений из данного источника: в федеральный бюджет поступает 20%, в региональные и муниципальные бюджеты – по 40%. После принятия и вступления в силу законопроекта структура отчислений изменится: Российская Федерация будет получать 5%, субъекты, как и прежде, 40%, а муниципальные образования 55% отчислений от этой платы. Несмотря на то, что эта новелла вступит в силу лишь в 2016 году (то есть не в пределах первого этапа реформы), она уже закреплена в представленном законопроекте.

Помимо этого, сейчас в Государственной Думе на рассмотрении находится законопроект, предусматривающий введение местного налога на недвижимость взамен земельного налога и налога на имущество физических лиц. Его планируется взимать на основе оценки рыночной стоимости недвижимого имущества. В результате введения этого налога доходы местных бюджетов увеличатся в 1,5 раза. В целях введения местного налога на недвижимость Правительство Российской Федерации в данный момент готовит поправки в законодательство на основании анализа результатов работ по проведению кадастровой (массовой) оценки недвижимости и формированию кадастра недвижимости в разных субъектах Российской Федерации.

Также в нынешнюю сессию Государственная Дума приняла закон, вносящий изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации. Он включает в число объектов обложения земельным налогом ограниченные в обороте земельные участки, предназначенные для обеспечения нужд обороны, безопасности и таможенных нужд. Налоговая ставка земельного налога, которая будет применяться в отношении данных земельных участков, будет устанавливаться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Но она не может превышать 0,3% кадастровой стоимости земельного участка.

Предусмотрена поэтапная отмена всех иных федеральных льгот по местным налогам – и по земельному налогу, и по налогу на имущество физических лиц.
После реализации данных мер мы перейдём ко второму этапу укрепления финансовой базы муниципалитетов, реализация которого предусмотрена в период 2015-2018 годов. Запланированные в рамках этого этапа меры пока не внесены в Государственную Думу в качестве законопроектов, но, как мы надеемся, всё впереди.
На данном этапе на муниципальный уровень предлагается передать часть отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, в размере 35% (данный момент они в полном объёме поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации). Из них в бюджеты муниципальных районов будут поступать 20%, а в бюджеты поселений – 15% отчислений от этого налога.
Из тех 20% отчислений от налога на доходы физических лиц, которые сейчас поступают из консолидированного бюджета субъекта РФ в разные местные бюджеты, предполагается 5% отчислений в обязательном порядке закрепить за бюджетами поселений. Причём, распределяться эти средства между бюджетами поселений будут по критерию численности их населения.
В перспективе рассматривается вопрос о расщеплении доходов от транспортного налога между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами. Предполагается, что органы местного самоуправления в полном объёме будут получать доходы от транспортного налога, уплачиваемого физическими лицами. Поступления между типами муниципальных образований будет распределён поровну между бюджетами поселений и муниципальных районов. В то же время региональные бюджеты должны будут получать доходов от транспортного налога уплачиваемого организациями».