Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Выборный: Транспарентность власти и бизнеса

Член комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Выборный о значении информационной открытости и транспарентности для противодействия коррупционным рискам при ведении предпринимательской деятельности.

Активное развитие института транспарентности в России обусловлено, с одной стороны, осознанием значимости коррупционной угрозы, то есть фактическим признанием того, что коррупция – главный тормоз развития России, а, с другой, - признанием транспарентности как важнейшей составляющей демократического политического процесса. Транспарентность содействует не только обеспечению легитимации власти, но и конструктивному взаимодействию государства с гражданским обществом.

В основе такого взаимодействия лежат базисные принципы, в том числе, такие как прозрачность деятельности органов власти, участие граждан в их формировании, определении целей и задач государственной политики   и ее осуществлении.

В 2006 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции. За эти годы мы прошли путь, на преодоление которого у других стран ушли десятилетия. Нам удалось сформировать мощную антикоррупционную законодательную базу. Только за последние 5 лет нами было принято более 60-ти нормативно-правовых актов федерального уровня, половина из которых  – законы.

Усиливая транспарентность публичной сферы, наше государство становится все более ориентированным на оказание качественных услуг населению. Ключевым фактором здесь является институализация государственных услуг, чему в значительной степени способствовала административная реформа. Ее результатом стало принятие закона об организации предоставления государственных и муниципальных  услуг. При этом введенные административные регламенты по предоставлению услуг позволили систематизировать полномочия органов власти и упорядочить их деятельность. Сегодня предоставление государственных и муниципальных услуг оказывается по принципу «одного окна» на базе многофункциональных центров.

Значительно демократизированы и контрольно-надзорные полномочия государства в сфере предпринимательской деятельности. С этой целью был принят закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым увеличены гарантии защиты прав и законных интересов предпринимателей, а также введен уведомительный порядок начала осуществления 20-ти видов предпринимательской деятельности.

Наиболее проблемной сферой отношений бизнеса и власти остаются государственные закупки. В данной связи Национальной стратегией противодействия коррупции предусмотрено создание федеральной контрактной системы. Она будет основана на более совершенных принципах и обеспечит соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заявленным требованиям. Законопроект «О федеральной контрактной системе» уже разработан и обсуждается в Государственной Думе РФ.

Стратегически важно задействовать антикоррупционный потенциал общества в противодействии коррупционному злу. Для достижения этой цели нам требуется усиливать информационную открытость госструктур.

Важной вехой здесь было принятие закона об обеспечении доступа к информации о деятельности органов власти, в котором предусмотрены открытость и доступность этой информации, а также свобода ее поиска, получения, передачи и распространения. Особо значимо то, что закон устанавливает ответственность должностных лиц за препятствование доступу к такой информации. Предусматривается дисциплинарная, административная, гражданская, а в некоторых случаях – уголовная ответственность.

Сегодня в России действует открытая информационная система, обеспечивающая возможность доступа любого гражданина или организации к государственным органам.  Правительство России, министерства и ведомства имеют собственные сайты в сети «Интернет». В рамках программы «Электронное правительство» функционируют федеральные государственные информационные системы, действуют электронные площадки для размещения госзаказов и проведения торгов.

Информационная открытость создает необходимые условия для активного вовлечения общества в антикоррупционную деятельность. За последние годы ежегодно учитывается до 50% предложений, которые поступают в органы власти от бизнеса, общественных организаций и независимых экспертов.

В прошлом году была подписана Антикоррупционная хартия российского бизнеса, суть которой состоит в добровольном отказе предпринимателей от коррупционных схем и приверженности принципам честной конкуренции.

Фактически мы возрождаем лучшие традиции российского предпринимательства прошлых столетий. В дореволюционной России промышленники и предприниматели заключали сделки под честное слово, от которого, как правило, никогда не отступались. Если же предприниматель не держал слова, то на собрании купцов 1-й гильдии его фамилия записывалась мелом на доске, а потом стиралась тряпочкой. С этого момента долг с него списывался, но предприниматель утрачивал право называться купцом 1-й гильдии и появляться на собрании такого уровня.

Антикоррупционная хартия российского бизнеса актуализирует вопрос нравственной ответственности предпринимателей. Это, безусловно, не менее важно, чем законы и санкции.

Таким образом, в России достигнута высокая транспарентность деятельности органов власти. Именно это позволяет институтам гражданского общества эффективно осуществлять мониторинг коррупционных рисков в сфере отношений государства и бизнеса.