Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Когогина: Ужесточение правил торговли табаком – ведущий тренд последнего десятилетия, ориентированный на здоровый образ жизни

12 февраля Государственная Дума рассмотрела в третьем чтении проект федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

«Рассмотрение Государственной Думой антитабачного закона и реакция на него представителей малого и среднего бизнеса высветили важную проблему, выходящую за рамки данного конкретного законопроекта, –  сказала журналистам член Комитета Государственной Думы по промышленности Альфия Когогина. –  Приведу лишь одну цитату.

 «К тому, что я сейчас имею (торговая сеть из 14 киосков, специализированных на продаже табачной продукции), я шел очень долго, начав строить свой бизнес с 18 лет. Это был ежедневный, а часто и круглосуточный, не только умственный, но и физический труд. Развивая торговую сеть, я вкладывал в свое дело все, что имел, понемногу, небольшими шагами добиваясь хоть какой-то стабильности и уверенности в завтрашнем дне. И вот когда, как уже, казалось, можно было вздохнуть с облегчением, появляется упомянутый законопроект, способный в одну минуту уничтожить то, к чему я так долго шел».

Конечно, по-человечески можно понять владельца сети табачных киосков, слова которого 25 января, в день принятия Государственной Думой антитабачного закона во втором чтении, процитировала одна российская газета. Рушится бизнес, приносящий немалый доход, а вместе с ним рушатся и человечески судьбы. Но я подняла эту тему не только для того, чтобы выразить свое сочувствие этому человеку и его коллегам.

Речь хочу, прежде всего, вести об ориентирах, основываясь на которых должно строить свой бизнес. Государство должно определять общие правила игры на рынке, но страховать возможные риски каждого предпринимателя оно просто не в состоянии.

Что касается нашего случая, то правила игры как раз и были сформулированы довольно давно. Почти пять лет назад – в апреле 2008 года – Россия присоединилась к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, взяв тем самым на себя обязательство разработать и принять довольно жесткий антитабачный закон. Так что он появился не вдруг, не как чертик из табакерки. К тому же подготовка документа шла не втуне, каждая его редакция, начиная с лета 2011 года, размещалась для всеобщего сведения на сайте профильного министерства. Словом, время  для того, чтобы подумать и принять решение, было у всех.

Хочу отметить, что уже в ходе рассмотрения законопроекта Государственной Думой, депутаты, идя навстречу пожеланиям бизнеса,  внесли в документ поправку, разрешающую магазинам и павильонам продавать табачную продукцию, независимо от их торговой площади. То есть закон, насколько это было возможно, мы смягчили.

Россия, пусть и с определенным запозданием, идет по дороге, где в качестве вешек – мировые тренды. Ведущий тренд последнего десятилетия – все возрастающая ориентация на здоровый образ жизни. А потому и бизнес, связанный с производством и продажей табачных изделий, равно как и алкогольной продукции, будет работать в более жестких рамках. Это – объективный процесс, и задача государства состоит в том, чтобы его цивилизованно регулировать. Отсюда и разработка антитабачного закона, и полный запрет на рекламу всех видов алкогольной продукции, ограничение ее розничной продажи, и внесение в Государственную Думу законопроекта, увеличивающего возрастной ценз для покупателей алкоголя с 18 до 21 года».