Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Кидяев: Передаваемое в муниципальную собственность Министерством обороны РФ военное недвижимое имущество должно сопровождаться достаточным финансированием

«Передаваемое в муниципальную собственность Министерством обороны РФ военное недвижимое имущество должно сопровождаться достаточным финансированием, – считает председатель Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев. – И, конечно, передаваться оно должно в надлежащем, готовом к эксплуатации, виде.

Муниципальные власти не обладают достаточными финансовыми средствами даже для исполнения своих первоочередных полномочий. Дополнительная нагрузка в виде затрат на приём, содержание, ремонт передаваемого в их собственность имущества Минобороны РФ опустошит и без того слабые местные бюджеты. Учесть ещё, что большинство передаваемых объектов военной недвижимости давно не ремонтировалось и находится в ветхом, аварийном состоянии, не соответствующем более строгим гражданским нормативам. При этом получается, что механизм компенсации муниципальным образованиям данных затрат пока отсутствует.

Минобороны России не располагает средствами на приведение в порядок передаваемого имущества. Возникает вопрос: откуда муниципалитеты должны изыскивать средства на покрытие данных расходов?

Вместе с тем нести ответственность за надлежащее состояние принятого имущества муниципалы будут обязаны. Ведь военная недвижимость в дальнейшем используется для нужд гражданского населения.

Возникают и другого рода коллизии. Земельные участки, на которых располагаются передаваемые объекты, часто остаются в  федеральном ведении, в то время как сами объекты, например, многоквартирные жилые дома, не являются единым объектом права – они представляют собой совокупность прав различных владельцев помещений в них.

Граждане, проживающие в многоквартирных домах на территории военных городков, активно использовали своё право на приватизацию жилых помещений, что значительно снизило долю собственности Российской Федерации в данном жилищном фонде. В результате, сформировать земельный участок под таким домом, как этого требует Жилищный кодекс Российской Федерации, оказывается невозможно.

Связанные с землёй проблемы этим не исчерпываются. Поскольку право на земельные участки зарегистрировано Российской Федерацией, а распоряжение осуществляют структуры Минобороны России, то и обязанность по благоустройству и содержанию территории должны осуществлять соответствующие структуры. Муниципалитет в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации не имеет правовых оснований исполнять расходные полномочия на данной территории. А Минобороны России не выполняет данные функции в необходимом объёме, что ведёт к отставанию уровня благоустроенности данных территорий («военных городков») от общего уровня благоустроенности территорий, на содержание которых выделяются средства из местных бюджетов.

Упрощённый порядок передачи, предусмотренный действующим законодательством, себя не вполне оправдал. Он в большей степени отвечает интересам военного ведомства, избавляя его от расходов. Но необходимо понимать, что передача имущества в состоянии, пригодном к эксплуатации, с документами и с финансовыми средствами на его текущее содержание, а также, если требуется, на приведение объектов в нормативное состояние – это не прихоть муниципалов. Без этого передаваемые объекты невозможно использовать. А ведь в этих военных городках живут наши, российские граждане, многие из которых имеют боевые заслуги перед Родиной. И государство, принимая решение, должно за это решение нести перед своими гражданами, налогоплательщиками ответственность.

Позавчера мы на заседании Комитета с представителями Министерства обороны Российской Федерации очень серьёзно обсуждали все эти вопросы. Мы понимаем, что в условиях сокращения численности Вооруженных Сил исчезает потребность во многих объектах. Мы, муниципалы, готовы принять участие в решении этой комплексной задачи. Но не в одиночку, а сообща с другими уровнями власти. Одним из вариантов решения могло бы стать принятие федеральной целевой программы, направленной на адресную компенсацию расходных обязательств муниципальных образований, принявших от военных жильё, объекты социальной сферы и ЖКХ».