Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Карлов: Законы должны обеспечивать производство конкурентоспособной отечественной рыбной продукции

На кону - сохранение отечественного прибрежного промысла как вида рыболовства.

Острейший вопрос для дальневосточников и для всей страны это прибрежка. Второй год в результате обнаруженных пробелов и разночтений законодательства рыбакам - прибрежникам не дают работать. Суда не могут выходить на промысел, вынужденно стоят у стенки. Пограничники штрафуют  рыбаков, арестовывают суда только за то, что рыбаки производят на борту первичную обработку, переработку уловов. Но как же быть рыбакам, если иначе невозможно? Пригодных портов и бухт  для выгрузки уловов в большинстве случаев на севере и на Дальнем Востоке нет, а свежевыловленный необработанный улов, к примеру, треска, кальмар в течение 1,5-2 часов начинает портиться. Современное рыбопромысловое судно сегодня - это высокотехнологичный перерабатывающий комплекс, во многих случаях для выпуска на борту уже готовой продукции. Если приобрести такое судно, то работать на нём, тоже - не разрешат.

Фактически рыбакам – прибрежникам не дают сегодня выходить в море. На кону стоит сохранение отечественного прибрежного промысла как вида рыболовства. За два года появилось 5 законопроектов, направленных на расширение разрешённых видов производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота. В поддержку срочного решения проблемы выступили все губернаторы прибрежных регионов, соответствующие поручения даны Президентом, Правительством, а воз и ныне там.

Безусловно, нужно строить перерабатывающие заводы, только на это требуется время и существенные затраты. Если считать экономику – специфика прибрежного лова такова, что чем быстрее обработана свежая рыба, тем качественнее и конкурентоспособнее продукция из неё. Отсюда вытекает логистика, транспортировка, хранение и реализация. Пусть предприниматель решает, как ему в итоге выгоднее с экономической точи зрения организовать производственный процесс, учитывая вид рыбы, степень удалённости порта, перерабатывающего комбината. Это уж совсем не функция госорганов, а право предпринимателей, которые думают, прежде всего, об экономике промысла, развитии своей компании и флота.

Государство же должно эффективно отслеживать и контролировать поступление доходов в бюджет от этих предприятий и быть заинтересовано в их развитии, а не закрытии. Останавливая промысел, неся огромные убытки от простоя судов и социальных последствий, строить перерабатывающие комплексы рыбакам и регионам будет не на что. Запрещая переработку на прибрежных судах под якобы благородным девизом «везите на берег – развивайте территории» мы  губим эти территории. Если силком заставить производить на берегу то, что выгоднее делать на судах, то продукция будет неконкурентоспособной, а значит никому не нужной!

О проекте новой Госпрограммы отрасли

Скажу несколько слов о проекте новой Госпрограммы развития рыбохозяйственного комплекса. Почему всё строится на идее увеличения вылова? Не лучше ли поставить во главу угла качество продукции, её доступность для населения? Ведь в условиях рынка спрос формирует предложение. За последний год наблюдается резкое снижение потребительского спроса на рыбу.  На Дальнем Востоке мы наблюдаем затоваривание лосося, кеты, рыба не продаётся, накапливается на складах. За счёт чего будет тогда осуществляться импортозамещение, если наша отечественная продукция порой не востребована даже на внутреннем рынке? Ситуацию, прежде всего, нужно рассматривать с учётом потребностей рынка, а не объёма вылова. Ведь главный вопрос сегодня – сможет ли отечественный рыбохозяйственный комплекс конкурировать в условиях ВТО после 2018 года, когда адаптационный период останется в прошлом? Баланс интересов государства и рыбаков - в производстве конкурентоспособной продукции.