Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Кидяев: Наша задача - дать муниципалам возможность исполнять разумные прокурорские требования

16 мая 2013 года председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев выступил на заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прошедшей под председательством Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки.

В своём выступлении В.Б.Кидяев рассказал о проделанной Комитетом работе по обобщению проблем, существующих во взаимоотношениях органов местного самоуправления с различными государственными контрольно-надзорными органами. К сожалению, как он отметил, таких проблем немало:

«Часто запрашивается информация, которая и так доступна: опубликована или размещена в сети Интернет. Контролёры настаивают на немедленном исполнении своих требований. Нельзя не признать, что много нарушений и в муниципальных нормативно-правовых актах. Но дело тут не в правовой неграмотности местных глав и депутатов. Просто часто проверяющие предъявляют претензии буквально на следующий день после принятия либо изменения федерального или регионального закона. И сроки на устранение дают невыполнимые. Хотя в большинстве случаев никаких объективных причин для этого нет».

Всё это, по мнению Виктора Кидяева, – результат порочной «палочной системы», когда процесс  интересует контролёра больше, чем результат. А в итоге муниципалитеты вынуждены платить огромные штрафы вместо того, чтобы потратить эти деньги, например, на ремонт дороги, за состояние которой, кстати, штраф и наложен.

«Ещё одна проблема – карательный уклон в работе контролёров. – продолжил Кидяев. – При этом профилактике, разъяснениям, методической помощи уделяется мало внимания. А на самом деле она необходима и очень полезна, тем более, что во многих поселениях прокурор – единственный юрист на многие километры».

В то же время мониторинг Комитета показал, что в ряде регионов органы местного самоуправления взаимодействуют с надзорными органами достаточно эффективно. Важно наладить такую работу в целом по стране, использовать положительную практику.

«Для решения имеющихся проблем надо учить кадры, – убеждён Кидяев. – Причём, и муниципальные, и в контролирующих органах. Надо совершенствовать законодательство. В законодательном плане, во-первых, надо прописать порядок проведения проверок органов местного самоуправления. Для плановых проверок должна быть установлена адекватная периодичность: например, не чаще 1 раза в 3 года. Для внеплановых – разумные основания. Основанием для проведения внеплановых проверок, полагаю, могут быть только ситуации, когда речь идёт о жизни и здоровье.

Следует законодательно установить сроки рассмотрения прокурорского запроса и прокурорского протеста. Притом следует ограничить право надзорных органов требовать немедленного ответа. Для приведения муниципальных актов в соответствие с федеральными и региональными законами срок 6 месяцев вполне разумен.

Нужно запретить запрашивать открытую информацию, запретить проведение одновременных проверок сразу несколькими контрольными органами, также обязательно должно быть исключено дублирование контрольных и надзорных полномочий органов разных уровней».

Виктор Кидяев отметил, что стоит изменить подходы к работе надзорных органов, в первую очередь, на федеральном уровне. Перенацелить контролёров с поиска нарушений на профилактику, методическую поддержку. Одновременно нуждается в корректировке система оценки работы контрольных органов, из которой должна быть исключена привязка к количеству выявленных нарушений.

Органы местного самоуправления нельзя привлекать к ответственности в качестве юридических лиц. К административной ответственности могут привлекаться только конкретные должностные лица при условии доказанности их вины. Наконец, размеры штрафов должны быть согласованы со степенью вредности нарушения, мерой вины должностного лица и его доходами.

Эти меры, уверен Виктор Кидяев, дадут результат. В то же время, по мнению председателя Комитета, надо понимать, что главная проблема – в низкой финансовой обеспеченности муниципальных образований: «Объём полномочий местного самоуправления постоянно увеличивается. По анализу, который Комитет провёл в конце прошлого года, муниципальные полномочия регулируют 203 федеральных закона.

По разным подсчётам местным бюджетам не хватает от 1 до 2 триллионов рублей! В результате получается, что требования пожарных, МВД, санитарных врачей, прокуроров, экологов вроде бы правильные, законные, но выполнить их органы местного самоуправления нередко не могут. Просто денег нет.

Важно согласовать размер требований надзорных органов с размером средств, имеющихся в распоряжении муниципалов. Пока мы этого не сделаем, главы будут, по примеру Удмуртии, брать кредиты на выплату штрафов. Или просто уходить, отсидев вместо штрафа в изоляторе, – недавно в Бурятии был такой случай».

По мнению Виктора Кидяева есть два пути. Первый – привести в порядок полномочия местной власти, сократив размер требований к ней. Второй путь – надо увеличивать доходную базу местного самоуправления. При этом двигаться по этим путям надо одновременно. «Это наша общая задача. Решения этих наболевших проблем люди на местах очень ждут», – отметил он в завершении.