Швецова: ЕГЭ не должен занимать исключительное место во всей системе образования
Об этом сегодня сказала на заседании «Открытой трибуны» в Государственной Думе вице-спикер Госдумы Людмила Швецова.
В этом, на ее взгляд, «кроются проблемы достоверности и недостоверности результатов ЕГЭ, а также коррупционная составляющая данного процесса».
Л. Швецова считает, что «расстановка правильных акцентов в сфере образования позволит снизить нездоровую напряженность и зацикленность общества вокруг ЕГЭ, сохранив при этом те положительные качества, которые несет с собой единый государственный экзамен».
«Как только мы введем дополнительные методы оценки качества образовательного процесса и дифференцируем формы ЕГЭ по разным предметам, мы снимем негативную нагрузку на образовательные учреждения, дадим им необходимую мобильность для решения целого ряда намного более важных и свойственных образованию задач -формированию профессионального самоопределения и российской идентичности учащихся, развитию их базовых способностей и нравственного воспитания и т.д».
По мнению вице-спикера Госдумы, «роль и место ЕГЭ в общем процессе управления качеством образования неправомерно завышены».
«Безусловно, ЕГЭ является важным показателем качества образовательного процесса, но никак не единственным, - говорит Людмила Швецова. - Для того, чтобы дать объективную оценку качества образовательного процесса, необходимо применять комплексные методы, выявляющие такие аспекты, как воспитывающий уклад детско-взрослой общности, сформированной в школе (без которого и школы, собственно-то и нет), творческая среда детской активности и многие другие».
По словам вице-спикера Госдумы, «необходимо разработать многопараметровую комплексную оценку качества образовательного процесса и тогда ЕГЭ не будет нести такой тотальный характер, какой он несет для родителей, детей и педагогов сегодня».
Л. Швецова также обратила внимание на то, что «критика тестовой формы оценки - это совсем не особенность России, это, скорее, уже общемировая тенденция, поскольку во многих развитых странах профессиональное сообщество зафиксировала основную проблему тестовых заданий - она не позволяет выявить развитие мыслительных способностей в зоне творческого самостоятельного поиска».
«Особенно это касается тех дисциплин, где существенна именно самостоятельная творческая мысль, способность осуществлять сравнительный анализ и интерпретацию», говори Л. Швецова.
Она также отметила существенное расхождение между новыми стандартами образования (ФГОС-2), которые вводятся сегодня по всей стране, и ЕГЭ.
«Личностные и метапредметные результаты образования, которые сегодня требуются новыми стандартами образования, никак пока не привязаны к заданиям ЕГЭ: по некоторым предметам через вопросы повышенной сложности мы еще можем зафиксировать сформированность универсальных способов мышления, но личностные результаты вообще пока никак не выявляются такой формой», - сказала Л. Швецова.
В заключение она подчеркнула, что «принятое решение о необходимости составления портфолио разнообразных достижений детей, конечно, решает во многом эту проблему, однако еще предстоит разработать структуру такого портфолио, чтобы он не оказался собранием всего и вся».