Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Карлов: Следует законодательно закрепить ограничение строительства на паводкоопасных территориях

Вопрос о недавнем рекордном по всем показателям наводнении на Дальнем Востоке, был повторно рассмотрен на заседании Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии в октябре. Выводы и рекомендации экспертного сообщества прокомментировал Председатель подкомитета по водным ресурсам, депутат от Сахалинской области Георгий Карлов:

- Безусловно, говоря о наводнении мы, прежде всего, должны поблагодарить МЧС, Минобороны, Минздрав, тысячи рядовых сотрудников, которые порой буквально своими телами закрывали путь наступающей воде. Весь мир увидел, какой сильной и сплоченной может быть наша страна в условиях большой беды. Но это было уже тогда, когда эта беда пришла в дома наших соотечественников.

Экспертный совет подкомитета по водным ресурсам провел свой анализ причин возникновения чрезвычайной ситуации связанной с наводнением на Дальнем Востоке. Среди причин наши эксперты называют: децентрализацию управления водным фондом (на сегодняшний день в России проблемами водной отрасли занимаются 36 федеральных ведомств); недостаточное финансирование водной отрасли; недостаточная база мониторинговой информации и методов прогнозирования паводковых ситуаций; отсутствие согласованности в проведении водохозяйственных мероприятий и несвоевременное предоставление мониторинговой информации со стороны КНР (территория бассейна р. Амур распределена примерно поровну между Россией и КНР).

Что касается предупреждения паводков, то мы рекомендуем Министерству природных ресурсов включить прогнозирование опасных и чрезвычайных ситуаций на водных объектах Российской Федерации в перечень научно-исследовательских работ в рамках реализации ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 – 2020 годах", а также разработать комплексную Схему противопаводковых мероприятий в бассейне реки Амур.

Говоря о конкретном случае нельзя не коснуться причин возникновения такого колоссального материального ущерба. На затопленной территории находились сотни зданий и сооружений. Подтопленными оказались не только частные дома, но и объекты промышленные, в том числе обеспечивающие функционирование инфраструктуры. В зону подтопления попали десятки канализационных очистных сооружений, площадки хранения осадков, в результате чего появилась угроза распространения различных инфекционных заболеваний. А ведь строительство, в этой зоне зданий и сооружений изначально предполагало опасность их подтопления.

В этой связи, подкомитет считает целесообразным законодательно закрепить ограничение строительства на паводкоопасных территориях и ввести обязательное страхование частных объектов недвижимости.

Частично это было реализовано в поправках в Водный кодекс, которые мы недавно приняли.

К сожалению ситуация повторяется. Год назад был Крымск, сегодня Дальний Восток. Слава богу, на этот раз удалось избежать многочисленных жертв, но материальные потери огромны. Мы вынуждены говорить о необходимости многомиллиардных вложений в создание или модернизацию систем инженерной защиты, расчистку русел, выплату компенсаций. И это при том, что водное хозяйство способно обеспечить финансирование значительной части данных мероприятий за счет грамотного управления водными ресурсами. Во всем мире «вода платит за воду», но опять же при условии эффективного управления.

В связи с этим требует внимания вопрос перераспределения налоговых поступлений за водоснабжение. Эти налоги должны целевым назначением направляться на реформирование водной отрасли, т.е. «быть окрашены».

Необходимо приведение всей ныне действующей системы управления водным хозяйством в соответствие с современными экономическими условиями и развитием новых технологий.

Накануне рассмотрения в Госдуме бюджета мы имеем малоутешительную картину. Объемы бюджетных ассигнований на ряд ключевых госпрограмм снижен. Так, например, по ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах», объемы планируется уменьшить на 33 031,1 млн. рублей. Помимо обеспечения водой всех секторов экономики, а также сохранения и восстановления водных объектов, программа направлена на обеспечение защищенности населения от наводнений. Учитывая прохождение экстремальных паводков в текущем году на территориях Дальневосточного, Сибирского, Приволжского федеральных округов, такое сокращение не позволит в полной мере обеспечить проведение превентивных и плановых противопаводковых мероприятий в регионах. На это мы указали в решении комитета, поэтому есть надежда что «здравый смысл победит» и ко второму чтению бюджет станет более сбалансированным.