Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Булаев: Следует оптимизировать систему высшего профессионального образования

18 февраля в Министерстве образования и науки состоялось заседание межведомственной комиссии по проведению мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования. Подводя итоги мероприятия, первый заместитель руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Николай Булаев отметил:

- Комиссия работает не первый год, и представители фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» постоянно, с первого заседания комиссии, говорили о ряде положений, которые мы считали нужным учитывать с самого начала. Мы утверждали, что мониторинг, проводимый не первый год, был не совсем корректен, поскольку образовательные учреждения, имеющее государственную аккредитацию, проходили мониторинг по разным критериям: филиалы - по одним, головные вузы – по другим, а аккредитованные негосударственные вузы не участвовали в мониторинге вообще. Мы считали, что сами критерии, которые использовались при мониторинге, тоже не совсем точно отражали реальное состояние дел в системе высшего профессионального образования.

На вчерашнем заседании предложенные министерством критерии для мониторинга в 2014 году свидетельствуют о том, что мы вышли сегодня на решение, учитывающее то, что мы предлагали в прошлые годы. Теперь вся система высшего образования - вне зависимости от того, филиал это или головной вуз, или негосударственный вуз - будут оцениваться по одним и тем же критериям. И это будет абсолютно правильно, потому что все эти вузы выдают дипломы одного и того же государственного образца - нигде не пишется, что это филиал.

Думаю, что по результатам такого мониторинга мы будем иметь более реальную картину того, что же из себя представляет система высшего профессионального образования. Весьма возможно, что эта картина может нам не нравиться. Весьма возможно, что по результатам мониторинга значительно большее количество и государственных, и негосударственных вузов, а также их филиалов не смогут быть записаны в список, в котором у них выполняется абсолютное большинство показателей по критериальным оценкам, обозначенным комиссией на этот год. Но мы должны увидеть реальную картину.

Что дает нам эта картина, и к каким действиям она должна нас подтолкнуть? Здесь, на мой взгляд, очень важно не торопиться принимать решения. Мне кажется, что в данном случае результаты мониторинга в первую очередь должны быть оценены на уровне учредителей - этот отраслевые министерства и это учредители негосударственных вузов. Второй шаг, который должен быть, – это грамотная и адекватная реакция система государственного надзора. Есть у нас служба – Рособрнадзор. Мне кажется, что по результат прошлых мониторингов служба по надзору в сфере образования и науки действовала не совсем адекватно. То есть вуз признавался «неэффективным», а по сути дела, реальной реакции со стороны государственного ведомства не было. Более того: и сегодня нет реакции, которая ожидаема и государством, и обществом.

В целом, по оценкам Российского Союза ректоров и других общественных организаций, те предложения, которые вчера были сформулированы Министерством образования и науки, являются значительным шагом в направлении создания системы высшего профессионального образования, более точно отвечающего существующим вызовам. Необходимо готовить специалистов того уровня, который на самом деле можно было бы назвать инновационным.

Есть еще одно обстоятельство, вроде бы не связанное с мониторингом: система высшего профессионального образования уже давно не соответствует по своему объему тому предложению абитуриентов, которое есть. Поясню: в системе высшего профессионального образования сегодня примерно 1 миллион 200 тысяч аккредитованных мест. Именно столько людей есть возможность принять на первый курс в образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию. А выпускников школ - 750-850 тысяч. То есть существует огромный дефицит абитуриентов.

Реальный конкурс во многие вузы сегодня низок. А когда встречаешься со студентами 1-х – 3-х курсов и спрашиваешь: «Сколько ваших одноклассников поступило в высшие учебные заведения?». Оказывается: поступили все. Трудно рассчитывать, что все они успешно смогут освоить программу высшего профессионального образования. Поэтому необходимо возвращение конкурсности, возвращение к ситуации, когда система высшего профессионального образования не имела внутри себя псевдообразовательных учреждений, в которых по сути нет образовательного процесса, а есть очередь за дипломами длиной в 3,5 – 4 года. Этим нужно заниматься параллельно с мониторингом эффективности вузов. Следует оптимизировать систему высшего профессионального образования. Это задача сверхсложная, но и сверхактуальная. Надеюсь, в данном случае Министерство образования и само высшее профессиональное сообщество сформируют грамотные и адекватные предложения, которые будут способствовать восстановлению престижа высшего профессионального образования и исключению из этой системы того, что дискредитирует саму систему образования.