Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Макаров: Решение утвердить отчет об исполнении бюджета - единственно возможное

Сегодня, 26 сентября, Государственная Дума обсудила проект федерального закона «Об исполнении федерального бюджета на 2013 год». Председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров отметил, что подробный доклад официального представителя Правительства РФ - министра финансов и Счетной палаты освобождает от необходимости повторять цифры, которые были сказаны.

- Для всех коллег я хотел бы заметить, что полный анализ всех вопросов, связанных с отчетом об исполнении бюджета 2013 года содержится в заключении комитета по бюджету - вот это заключение, каждый может с ним ознакомиться и в силу своего пожелания можно обратить внимание на любую из 400 страниц.
 
Хотел бы сразу сказать, что в этом заключении проанализированы все факторы, как кассовое исполнение, так и вопросы, связанные с исполнением программ, о чем подробной сейчас говорила Татьяна Алексеевна Голикова. Поэтому после рассмотрения этого вопроса на комитете по бюджету я остановлюсь только на тех вопросах, которые особенно серьезно прозвучали именно на комитете, потому что все мы понимаем, что когда мы рассматриваем отчет об исполнении бюджета прошлого года, мы все в уме держим бюджет-трехлетку, который нам предстоит рассматривать буквально через один месяц, и мы смотрим на то, какие задачи необходимо решить, чтобы уже в бюджете следующей трехлетки исправить ошибки, которые уже были, и уже желательно не повторять этих ошибок, если они все-таки были совершены.
 
В этой связи я хотел бы обратить внимание на несколько обстоятельств с исполнением бюджета 2013 года. Начнем с предельно простых вещей: рост экономики сокращается до 1,3%, в 2012 году он был 3,4%. Татьяна Алексеевна отмечает, что темпы роста самые низкие с 1999 года, мы отбрасываем кризисный 2009 год, но это очень важно иметь в виду, когда мы начинаем сравнивать доходы от нефти и газа, конечно, мы понимаем, что здесь основные источники поступления в доход бюджет, и мы видим, что цена на нефть 107,9. Да, она чуть снизилась - на 2,4%, потому что средняя в 2012 году была 110,5, но это абсолютно комфортная цена для нашего бюджета. Цена на газ - 342,3 доллара за 1000 кубометров, опять же небольшое снижение, на 2,8% - в предшествующем году она была 348,3. Это тоже абсолютно комфортная цена. Откуда же возникает падение экономического роста? При этом мы должны иметь в виду, что консолидированный долг (я говорю о внешнем долге страны) вырастает на 92,5 млрд или на 14,5%, при этом хотел бы обратить внимание на то, что на 1 января 2014 года он составил 728,9 млрд долларов. Если мы отбросим средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, мы увидим, что он уже в 2,2 раза превышает наши валютные запасы, наши международные резервы. И в этой ситуации говорить о низком уровнем внешней задолженности достаточно некорректно.
 
Какие основные экономические тенденции. Об этом было уже сказано, я выделю некоторые из них, которые, как мне кажется, важны для парламента. В первую очередь, это замедление темпов валовой добавленной стоимости, то есть мы перестаем производить, точнее, мы уменьшаем производство добавленной стоимости. Это очень важно для нашей экономики. И наконец, мы смотрим по цифрам, резко усиливается зависимость нашей страны от импорта. Почему я взял именно эти два основных качества - потому что те геополитические риски, в которых мы живем, они именно определяют, что именно эти вопросы являются основными. Именно они завтра скажутся на том, как будет жить наша страна.
 
Процесс обновления основных производственных фондов замедляется. Посмотрите, коэффициент выбытия основных фондов у нас в 2005 году был 1,1%, в 2010-2011 он снизился до 0,8%, а 2013 год - уже 0,7%, то есть мы перестали обновлять наш производственный фонд. Татьяна Алексеевна говорила подробно о причинах, но мы должны это иметь в виду. А главное, что за тем цифрами, о которым мы говорим, не забывать о том, как это скажется на людях, на наших избирателях.
 
И в этой связи я хотел бы обратить внимание на следующее. У нас серьезно в 2013 году ухудшилась динамика целого ряда показателей, которая характеризует жизненный уровень людей. В первую очередь, это замедление экономического роста с одновременным ростом инфляции. А как это конкретно скажется в результате? Темпы прироста реальных доходов людей, то есть располагаемыми доходами снизились. Да, они выросли на 3,2%, но если мы возьмем предшествующий год, они реально выросли на 4,6%, то есть снижаются темпы улучшения жизни людей. Наконец, посмотрите на стоимость минимального набора продуктов - это очень важно, потому что в среднем по стране ежемесячная стоимость стала 2871,5 рублей в месяц. Если мы сравним, конец 2013 года и начало 2013 года, рост стоимости 9,9%. При том, что инфляция в стране на 3,4% ниже. То есть мы видим, как общие экономические показатели, вот это отсутствие роста в стране при росте инфляции сказывается уже конкретно на жизни каждого человека. и когда мы с вами будем говорить о бюджете следующей трехлетки, мне кажется, это и должно стать основным при решении всех вопросов, которые надо будет рассматривать: рост и инфляция, - вот два основных параметра, которые будут влиять на жизнь людей.
 
Я думаю, что 2013 года, наконец, окончательно показал, что модель экономического роста себя исчерпала. И к сожалению, приходится констатировать, что мы опоздали с теми структурными реформами, которые было необходимо провести. А в тех условиях, геополитических рисках, которые сегодня попала наша страна, проводить такие реформы намного сложнее и намного более рискованно, чем то, что мы могли сделать в комфортные для нашей страны годы.
 
Не могу не остановиться на чрезвычайно важном вопрос - это вопрос регионов, или то, что мы называем мудрыми словами межбюджетные отношения. У нас количество субъектов, получающих дотации на выравнивание увеличилось до 73 регионов. Это 2013 год. Поверьте, в 2014 году количество этих регионов пойдет еще дальше. Мы это уже видим сейчас. Доходы консолидированных бюджетов предусматривались в размере чуть больше 9 трлн рублей, на самом деле они были почти на 1 трлн меньше. Отсюда возникают очевидные проблемы, когда по существу 76 субъектов РФ в 2013 году получили кредиты банковские дорогие кредиты на общую сумму более 900 млрд рублей. Что это значит? Это рост по сравнению с 2012 годом на 15,6%, но на что они пошли, ведь инвестиции сокращались, это пошло на исполнение обязательств перед людьми. Иным словами, брали дорогие кредиты, я не хочу употреблять слово «проедались», выполнение социальных обязательств, наверное, нельзя назвать этим словом, но совершенно очевидно, что это совершенно не развитие регионов, не в развитие того, что завтра может быть использовано для людей. И при этом хотел бы обратить внимание на то, что объем погашения кредитов составил только 623,3 млрд рублей, то есть 68,8% полученной суммы кредитов, то есть перекредитование в коммерческих банках по существу шло на то, чтобы отдать кредиты в те же коммерческие банки. Вот это на самом деле те вопросы, которые очень важны. Мы должны признать, что сегодня реальные источники погашения государственного долга у регионов отсутствует, и это главные вывод, который можно сделать из отчета по бюджету 2013 года.
 
Я сейчас не будут говорить о недостроенных стройках, о незавершенке, которая по-прежнему где-то в районе 50%, чуть меньше, и о других проблемах, которые возникают. Но не могу не сказать о тех задачах, которые нам безусловно предстоит решать. Этот бюджет - Татьяна Алексеевна обратила внимание, это последний бюджет, который мы готовы рассматривать по кассовому исполнению. Мы обсуждали это в прошлом году. Нам дали кассовое исполнение, кассовое исполнение бюджетов - отличное. Я благодарен Министерству финансов, мы получили всю исчерпывающую информацию, великолепный анализ Счетной палаты, то есть кассовое исполнение отличное. Но я напомню, мы приняли решение, что уже со следующего года Правительство должно нам представлять сводный отчет об исполнении госпрограмм, это начнет действовать с 1 января 2015 года, то есть мы будем рассматривать бюджет 2014 года, а это первый программный бюджет, мы его по крайней мере должны рассмотреть совершенно в других параметрах. А о том, что ждет в этой ситуации и Правительство, и нас, наверное, можно сказать несколько слов сегодня.
 
Я хотел бы выразить несколько слов признательности Правительству, Правительство, не дожидаясь следующего года, представило нам сводный отчет об исполнении государственных программ. Я должен сказать, как блестящий анализ, блестящее кассовое исполнение Минфина, Министерство экономического развития представило не меньший анализ, не менее блестящий анализ государственных программ. Единственное, что можно сказать, я не очень понимаю, ощущение такое, что речь идет о двух или разных странах или как минимум о двух разных бюджетах. Они не имеют никакого отношения друг к другу. Все здорово, да только никто не может сказать, какие показатели были достигнуты, а я напоминаю, что мы с вами 14 трлн рублей практически истратили, так чего мы добились за этот год? Думаю, что на этот вопрос реально сегодня ни Правительство, ни мы с вами, никто не может ответить, а это значит, что государственные программы пока не стали основной бюджета. И вот в следующем году нам придется рассматривать не просто сколько денег истрачено, а какой эффект дали эти средства. Для этого мы с вами заложили очень серьезные возможности парламента в законе «О парламентском контроле». 7 октября мы с вами будем рассматривать дополнения этого закона, которые абсолютно необходимо, и я надеюсь, мы примем этот закон. Безусловно, для решения тех проблем парламентский контроль является абсолютно необходимым инструментом для того, чтобы мы точно знали, что каждый рубль в бюджете потрачен эффективно. К сожалению, сегодня этот вывод сделать нельзя. Нельзя сделать и обратный вывод. Но мы с вами собрались, чтобы дать ответ на этот вопрос. Мне кажется, это главное, что на сегодняшний день можно сказать об исполнении бюджета 2013 года.
 
Но несмотря на все эти проблемы, все обязательства, которые не только Правительство, а мы с вами вместе брали перед нашими людьми, они выполнены. Ни по одному социальному обязательству мы не допустили сбоя. Ни одно из этих социальных обязательств не осталось подвешенным, все это реализовано, и вот эта задача, а она первоочередная при обсуждении любого бюджета - выполнение обязательств перед людьми, она является приоритетной, и когда мы будем рассматривать и бюджет следующей трехлетки, потому что экономические условия ухудшаются, для того, чтобы решать эту задачу дальше, нам придется предлагать совершенно другие меры, нам надо будет прилагать другие усилия, и это можно будет сделать только совместно Правительству и парламенту. Мне кажется, что решение, которое предлагается - утвердить отчет Правительства - единственно возможное, потому что реально все обязательство выполнены, кассовое выполнение безукоризненно, а вот те задачи которые предстоит решать, это задача наша - через месяц и отчета следующего года.