Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Михаил Терентьев: Минтранс обязан защищать интересы инвалидов

Сегодня, 11 ноября, выступая на заседании Государственной Думы от фракции, заместитель председателя комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев заявил:

- 28 октября 2014 года словенская авиакомпания «АдрияЭйруэйс» в аэропорту Шереметьево не пустила на борт своего воздушного судна российского гражданина 8-летнюю Катю Бородулькину. Катя с тяжелой формой инвалидности, дышит с помощью аппарата искусственной вентиляции легких, передвигается на электрической кресле-коляске. Девочка должна была вылететь на отдых в Словению в сопровождении своей семьи. Отдых был организован департаментом социальной защиты.

Причиной отказа стали устаревшие правила авиаперевозчика, не предусматривающие возможность перевозки электрических кресел-колясок в разобранном виде. В собранном виде кресло-коляску оказалось невозможно погрузить на борт воздушного судна – вес кресла с батареями составляет около 150 кг. При этом батареи значительно легче и безопаснее перевозить в отдельных упаковках, что рекомендовано международными стандартами. Но перевозчик своими правилами загнал себя и пассажиров в безвыходную аморальную ситуацию.
Помимо этого нелепого анахронизма в правилах перевозчика есть и другие не обоснованные запреты и ограничения, связанные с перевозкой маломобильных пассажиров.

Российская Федерация в 2012 году ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов» и сейчас готовится большой законопроект по другим положениям Конвенции. Однако уже в 2013 году, в преддверии Паралимпийских зимних игр в Сочи партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» инициировала и внесла соответствующие изменения в Воздушный Кодекс Российской Федерации, устраняющие всякие дискриминирующие инвалидов нормы закона – статья 106.1 и статья 107.

Почему же ситуации подобного рода периодически возникают при авиаперевозках людей с инвалидностью?

Во-первых, к сожалению, документы международного права, регулируемые Международной организации гражданской авиации и Международной ассоциации воздушного транспорта (ИКАО и ИАТА), существенно отстают от реализуемых в России правозащитных инициатив. Это позволяет недобросовестным зарубежным авиаперевозчикам сохранять дискриминационный и унизительный подход к обслуживанию и перевозки маломобильных пассажиров.

Где здесь Росавиация вместе с Минтрансом? Где их регулирующее воздействие?

Во-вторых, в российском законодательстве, регулирующем воздушные перевозки маломобильных пассажиров, до сих пор остается множество «черных дыр», что создает возможность возникновения конфликтных ситуаций и затрудняет защиту прав пассажиров. Дело в том, что до сих пор, с момента принятия поправок в Воздушный Кодекс летом 2013 года, Минтранс России не утвердил необходимые поправки в федеральные авиационные правила, определяющие порядок предоставления маломобильным пассажирам услуг, указанных в Кодексе. В течение полутора лет неоднократные обращения к министру транспорта с напоминаниями о необходимости выполнения такой работы на научной основе до сих пор не услышаны.

В этой связи, направлено обращение к Председателю Правительства об установлении конкретных сроков разработки и принятия необходимых поправок в Федеральные авиационные правила соответствующие Воздушному кодексу и принципам Конвенции «О правах инвалидов».

Тем более я хочу напомнить, что после принятия большого пакета законопроектов, связанных с ратифицированной конвенцией ООН о правах инвалидов предстоит работа по разработке порядка обеспечения доступности услуг для инвалидов на всех типах не только воздушного, но и автомобильного, железнодорожного транспорта.
При этом мы провели предварительный юридический анализ данной ситуации с авиакомпанией «АдрияЭйруэйз» и пришли к выводу о наличии достаточных правовых оснований для прокуратуры по принуждению авиакомпании изменить свои правила для обеспечения их соответствия российскому законодательству и лучшей международной практике, а также здравому смыслу.

Также считаем необходимым взыскать с авиакомпании ущерб бюджету Российской Федерации за потерянные санаторно-курортные путевки. Соответствующее обращение с подробной аргументацией и ссылками на международные и российские нормативно-правовые акты уже направлено в прокуратуру.

Помимо этого мы взяли на контроль вопрос организации отдыха пострадавшей семьи. И на сегодня департамент социальной защиты Правительства Москвы подтвердил, что аналогичная путёвка будет предоставлена в ближайшие даты.

В заключении, хотел бы ещё раз напомнить, скоро мы будем рассматривать антидискриминационные законодательные нормы по отношению к инвалидам. Поэтому фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» призывает все органы государственной власти и местного самоуправления при разработке законов и подзаконных актов не забывать о том, что публичные услуги организаций независимо от форм собственности должны быть доступны для всех граждан России.