Александр Ремезков: Нововведения, касающиеся судов присяжных повысят независимость и объективность судебного процесса
Госдума приняла в первом чтении пакет поправок в федеральное законодательство, которые по-новому выстраивают работу судов присяжных в нашей стране.
О том, какие изменения в судебной системе предусматривают законопроекты, внесенные в парламент Президентом России, рассказывает заместитель председателя комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, депутат Госдумы от Краснодарского края Александр РЕМЕЗКОВ, озвучивший позицию фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в поддержку закона на пленарном заседании Госдумы.
- Наш президент Владимир Владимирович Путин в своем послании Федеральному Собранию в декабре 2015 года поставил задачу укрепить институт присяжных заседателей. Внесенные им в Госдуму законопроекты – один из ключевых инструментов для выполнения этой задачи. Они находятся на рассмотрении в нашем комитете, и мы делаем все необходимое, чтобы эти законы были приняты до конца весенней сессии.
Сегодня уголовные дела с участием присяжных заседателей рассматриваются только в судах общей юрисдикции субъектов федерации и в окружных военных (флотских) судах. После того как закон будет принят окончательно, обвиняемые в совершении тяжких и особо тяжких преступлений получают право ходатайствовать о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей в районных и гарнизонных военных судах.
Таким образом, упрочится статус районных судов как основного звена российской судебной системы, максимально близкого населению. К тому же дела будут рассматриваться быстрее, ведь многих обвиняемых не понадобится доставлять из удаленных территорий в краевые и областные суды, которые и так работают с огромной нагрузкой.
Изменениями в законах предусматривается отказ от 12 присяжных. В состав районных и гарнизонных судов войдут судья и коллегия из 6 присяжных заседателей, на уровне судов субъектов федерации и военных округов - судья и коллегия из 8 присяжных заседателей.
Мы поддерживаем эту инициативу главы государства, поскольку понимаем, что правосудие обеспечивается не количеством присяжных заседателей, а качеством их работы, автономностью при принятии решений. К тому же правоприменительная практика показывает, что совсем непросто сформировать коллегию из 12 присяжных даже на региональном и окружном уровне.
Президент России в своем послании отметил, что необходимо повышать независимость и объективность судебного процесса. Закон суров к тем, кто сознательно пошёл на тяжкое преступление, нанёс ущерб жизни людей, интересам общества и государства. Поэтому так важно снизить вероятность судебных ошибок, исключить ситуации, при которых осуждается тот, кто не совершал преступление. Именно на это направлена работа коллегий присяжных заседателей.
Поправками в Уголовно-процессуальный кодекс и федеральные законы устанавливается порядок составления списков кандидатов в присяжные заседатели для районных судов и гарнизонных военных судов. Списки основных и запасных кандидатов будут составлять местные органы исполнительной власти. Региональные власти получат право образовывать округа из нескольких муниципалитетов, на которые распространяется юрисдикция районных судов, и составлять списки присяжных в этих округах.
Для реализации положений, связанных с созданием суда присяжных предполагается переходный период, и данные изменения вступят в силу, если окончательно примет Государственная Дума, с 1 января 2018 года.
Таким образом, будут созданы условия для формирования правового общества и государства, для повышения гражданской активности в каждом регионе и территории страны.