Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Александр Жуков: В перспективе МРОТ не должен быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения

Открывая заседание, руководитель рабочей группы, первый заместитель Председателя Государственной Думы Александр Жуков напомнил, что в конце 2016 года при рассмотрении в парламенте в третьем чтении федерального бюджета и закона о повышении минимального размера оплаты труда было принято постановление о создании Межфракционной рабочей группы по подготовке предложений о повышении МРОТ до уровня прожиточного минимума.

«Тема эта очень важная, она на протяжении многих лет обсуждается. В начале 2000-х годов МРОТ был равен 100 рублям. Мне почему-то запомнилось 80-83 (рублей), потом было 100 рублей. Конечно, этот минимальный размер оплаты труда очень сильно отставал от прожиточного минимума», - сказал первый заместитель Председателя Госдумы.

«Потом в течение нескольких лет была решена задача о повышении минимального размера оплаты труда практически до уровня прожиточного минимума. По-моему, 4300 (рублей), в тот момент они совпадали», продолжил Жуков.

«К сожалению, за последнее время мы видим, что МРОТ отставал от прожиточного минимума. И хотя, в общем-то, за последние полтора года мы существенно увеличили МРОТ – 6 тысяч 200 рублей было в начале 2016 года, с середины этого года будет 7 тысяч 800 рублей», - сказал парламентарий. При этом, по словам Жукова, среднероссийский прожиточный минимум уже составляет около 11 тысяч рублей.

Напомним, согласно изменениям в федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда», принятым Госдумой в начале декабря 2016 года, минимальный размер оплаты труда в России будет повышен на 4% с июля 2017 года. Повышение МРОТ коснется 930 тысяч работающих граждан.

«На сегодняшний день мы посмотрели по среднему размеру прожиточного минимума, по стране это где-то 11 тысяч 200 рублей. То есть мы видим, что отстает, в разных регионах по-разному – 65-70%», - отметил первый заместитель Председателя Госдумы.

«Мы в своей работе опираемся на действующее законодательство. У нас Конституция предполагает обязательность установления в России МРОТ, в ней же закреплено право каждого трудящегося на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом МРОТ», - напомнил Жуков.

В соответствии с Трудовым кодексом величина МРОТ включается в систему основных госгарантий по оплате труда работников, добавил он. Кроме того, Трудовым кодексом определено, что минимальный размер оплаты труда, а также порядок, сроки его поэтапного повышения устанавливаются федеральным законом, напомнил Жуков.

«В перспективе, он (МРОТ) не должен быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, завил первый заместитель Председателя Госдумы.

Александр Жуков обратил внимание на то, что эксперты Международной организации труда подробно анализируют вопросы оплаты труда в разных странах. В частности, в докладах МОТ отмечается, что увеличение минимального размера оплаты труда – это всегда вопрос сокращения дифференциации доходов населения, сказал он. При этом первый заместитель Председателя Госдумы констатировал, что «в России очень большой разрыв между теми, кто получает большие и малые доходы». Вторая проблема, по его словам, заключается в том, что «у нас несколько миллионов человек получает заработную плату меньше прожиточного минимума».

«Поэтому наша работа в этом смысле очень важна. Сегодня у нас первое заседание, на котором присутствуют, все участники российской трехсторонней комиссии – и профсоюзы, и работодатели, и, соответственно, Правительство, и депутаты, которые от разных фракций делегированы в нашу группу», - отметил Жуков.

Подводя итог заседания, руководитель Александр Жуков указал на ряд «развилок» при разработке предложений. «Первая – должна это быть единая цифра или быть дифференцирована по регионам. Надо посоветоваться с регионами. При этом задать правильные вопросы. Уверен, что регионы будут выступать за дифференцированные, а не общие цифры. Потому что если мы сделаем общую, процентов 30 регионов будут очень довольны, а 70 – крайне недовольны. Просили бы эту работу провести министерство и профильный комитет», - заявил он. 

Второй момент – необходимо учесть, каким образом будет формироваться МРОТ, указал руководитель рабочей группы. Жуков отметил, что сейчас «высказываются опасения по поводу того, что если мы будем включать туда все, - хотя в прожиточный минимум включается уровень жизни в конкретном регионе, поэтому его надо сравнивать с реальным доходом человека, который формируется из всего, что он получает, а не только из перспективы номинальной зарплаты, - то этот подход может нивелировать саму систему оплаты труда в северных территориях. Поэтому вторая просьба министерству труда – прописать, как эти гарантии сохранить для всех, и чтобы если речь пойдет о введении регионального МРОТ, он учел те гарантии, которые есть на севере», - отметил он. 

Третий вопрос – юридический. «Если мы идем по пути регионализации – как мы это делаем? Может быть, устанавливаем региональный стандарт на уровне самого низкого, а остальные будут выше, и таким образом будет введен низший стандарт, ниже которого ни один человек не может получать зарплату. А с учетом региональных особенностей в других регионах этот размер будет повышен?» - отметил Жуков. 

И, наконец, четвертый аспект – бюджетное планирование. Жуков отметил, что после повышения МРОТ в некоторых регионах «могут возникнуть проблемы с расходами федерального бюджета, регионального бюджета, расходами предприятий». «Это надо аккуратно посчитать и посмотреть два варианта: вариант трехлетнего приближения (повышения МРОТ в течение трех лет) и пятилетнего, то есть более мягкий. В рамках трехлетнего мы будем прибавлять по 10%, пятилетнего – условно по 5%. Если мы ответим на эти вопросы, найдем решение, которое бы всех устроило», - заявил руководитель рабочей группы. Жуков отметил, что соответствующие предложения будут подготовлены к следующему заседанию.