Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Андрей Макаров: Госдуме и Счетной палате предстоит проделать работу, чтобы изменить бюджетную и налоговую систему

Сегодня, 22 мая, Государственная Дума обсудила проект постановления «Об отчете о работе Счетной палаты РФ в 2014 году». Выступая с содокладом, председатель комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров заявил:

- Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Сразу хочу сказать, что те предложения, которые были высказаны сейчас Татьяной Алексеевной, комитет полностью поддерживает.

Но давайте всё-таки посмотрим, что сейчас происходит. Ведь у нас с вами предельно простая задача: принять постановление, о принятии к сведению отчёт Счётной палаты. Но наше сегодняшнее рассмотрение, конечно же, выходит далеко за рамки этой задачи. Если надо было бы ставить оценку, понятно, весь зал бы сейчас сказал «отлично», если нет шестёрки. Вот сидит Ирина Роднина, она бы сказала «шесть», никаких других вариантов просто нет.

Но вопрос не просто в оценке, ведь год тому назад мы с вами по существу начинали заново: новые полномочия Счётной палаты, новый механизм парламентского контроля, наконец, новый состав Счётной палаты. Поэтому сегодня - время подведения итогов не только для Счётной палаты, но и для нас с вами, правильным ли путём мы с вами пошли, когда мы стали ставить вопрос об усилении парламентского контроля за эффективностью расходов. Мне кажется, отчёт Счётной палаты сегодня даёт на это исчерпывающий ответ. Я не думаю, что у кого-то здесь есть какие-то сомнения. И всё-таки хотелось бы поговорить сегодня об истоках тех проблем, о которых говорила здесь Татьяна Алексеевна, потому что для нас этот отчёт - это возможность не только послушать его, но и поставить новые задачи, потому что ситуация в экономике за этот год не стала проще. И, естественно, уровень задач, которые стоят перед нами, гораздо более сложный.

Вот о чём я сейчас хотел бы говорить. Александр Дмитриевич хорошо помнит как проходил бюджетный процесс изначально в те годы, когда он был председателем комитета по бюджету, и когда Татьяна Алексеевна от Министерства финансов приходила к нам в бюджетный процесс. Тогда Министерство финансов собирало все заявки от главных распорядителей бюджетных средств и проводило (это была очень тяжёлая работа) по каждой заявке, по каждому вопросу скрупулёзный анализ. И в ходе этой работы и отбиралось, что эффективно, а что неэффективно. То же самое происходило на комитете. К сожалению, ушли те времена, когда представитель Министерства финансов на комитете рассматривал вопрос с точки зрения того, как помочь решить проблему, а не как ярче сказать «нет».

Что происходит сейчас? Министерство финансов просто спускает лимиты бюджетных ассигнований главным распорядителям бюджетных средств и говорит - ребята, а вот в пределах этих лимитов делайте всё, что хотите. И дальше у нас происходит очень смешная ситуация, когда всем хорошо, кроме тех, на кого бюджет должен работать. По одной простой причине - Минфин таким путем решает задачу сохранения резервов (я не хочу произносить слово «кубышки»), а главные распорядители получают возможность рассовать эти средства так, как они считают нужным. Слово «рассовать», я ещё раз говорю, я произношу в хорошем смысле этого слова. Ну, скажем так, в самом хорошем смысле этого слова.

А дальше происходит очень интересная вещь. Ведь именно Министерство финансов выходило с предложением программного бюджета, который позволит показать, насколько эффективно рассматриваются средства. Мы говорим об этом каждый год. И сейчас абсолютно права Татьяна Алексеевна, когда говорит - нет никакого программного бюджета. Мы должны это понять и сказать об этом честно. Его нет. И отчёт об исполнении бюджета 2014 года показывает, что он никакого отношения к достижению целей государственных программ не имеет.

В самом начале сегодняшнего пленарного заседания я говорил о том, что как рождается новый проект Бюджетного кодекса. Он и должен узаконить это положение, когда никто ни за что не будет отвечать. Так вот, это с моей точки зрения, с точки зрения комитета по бюджету, который рассматривал отчёт Счётной палаты, совершенно неприемлемо.

И нам с вами, по существу, сегодня предстоит решить вопрос очень важный, но он не решается в рамках одного заседания. Мы должны сформулировать задачу: изменить, системно изменить бюджетную систему нашей страны. Это очень важно. Потому что, если мы почитаем проект Бюджетного кодекса, мы увидим, что из процесса принятия решений по формированию бюджета и исполнение бюджета, а именно это конституционные полномочия правительства, по существу, выводятся уже не только министерства и ведомства, выводится само правительство.

Сейчас это проект опубликовали, благо, теперь все можем посмотреть то, что опубликовано. И если, конечно, правительство согласится с таким подходом и воспользуется своим правом законодательной инициативы внести нам подобный проект, я думаю, что этот проект в Государственной Думе ждёт нелёгкая судьба. Хотя за то, что они прислали нам его в распечатанном виде, хотел сказать большое спасибо. Это позволяет сэкономить 522 листа бумаги. Я так понимаю, что это первый шаг на пути обрезать средства на деятельность парламента.

Впрочем, обрезаются средства и на Счётную палату. Увеличивается нагрузка Счётной палаты, но предлагается сократить средства, я даже не хочу называть цифры, на сколько. То есть я так понимаю, что деятельность Счётной палаты тех, кто это делает, явно не устраивает. А вот у нас почему-то к этой деятельности претензий нет. И мне хотелось бы с этой трибуны заявить позицию бюджетного комитета, которую, я надеюсь, разделяют все депутаты Государственной Думы: мы этого не допустим.

Следующий вопрос.

Абсолютно справедливо подняла Татьяна Алексеевна здесь и вопросы, связанные с налоговым администрированием.

Это очень важные вопросы, потому что мы должны, наконец, понять, что мы хотим. Понятно, что есть стимулирующая роль налогов, и о ней уже давно забыли. Но вот мы несколько лет подряд требовали от Министерства финансов, чтобы, наконец, в «Основных направлениях налоговой политики» показывались сравнения российской налоговой системы ни с Америкой там, ни с Германией, а с теми, с кем мы конкурируем: со странами БРИКС, наши соседи. В этом году в первый раз это сделано. И сегодня все, наконец, увидели, что наша налоговая система уже неконкурентоспособна и по налоговой нагрузке. Нам же всё время говорили, что у нас фантастическая налоговая нагрузка. Она неконкурентоспособна, и это вторая причина, которая сегодня имеет значение для нашей экономики. Нам надо выводить экономику из кризиса, что невозможно сделать, не решая те системные проблемы с бюджетом. Я бы сформулировал задачу проще, может быть, пора просто прекратить это бюджетное хулиганство? Я, кроме как «хулиганство», другого-то слова подобрать не могу, потому что оно бессмысленно в своём начале.

Так вот, уважаемые коллеги, хотелось бы обратить внимание на то, что Счётная палата подняла, может быть, самые острые проблемы, которые сегодня стоят в бюджетной, финансовой, налоговой сфере.

И, наверное, Татьяна Алексеевна, на будущее просьба: не тратьте время на перечисление количества мероприятий, которые вы провели. Жалко время. Никто не сомневается ни в количестве, ни в качестве мероприятий. Лучше лишний раз и лишнее время об этих проблемах.

Подводя итог тому, что было сказано, понятно, что Государственная Дума примет к сведению отчёт Счётной палаты, но нам, вместе со Счётной палатой, предстоит проделать работу, чтобы изменить бюджетную и налоговую систему, которая сегодня навязывается Министерством финансов исключительно для оправдания своих прошлых ошибок. К сожалению, нежелание признавать ошибки не позволяет их исправлять.

Кстати, в результате, отвечают за ошибки далеко не те, кто их совершал.

Может быть, всё-таки хватит думать только о чести мундира и подумаем о судьбе страны.

Впрочем, я хотел бы снова вернуться к тем детям, которые услышали сегодня «последний звонок». На самом деле, выступление Татьяны Алексеевны сегодня - это выступление не только для нас, но и для них о том, в какой стране будут жить наши дети. А так, давайте примем к сведению.