Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Андрей Макаров: Законопроект создает прозрачную атмосферу в нашей экономики

Андрей Макаров: Законопроект создает прозрачную атмосферу в нашей экономики
Сегодня, 13 мая, Государственная Дума рассмотрела в первом чтении правительственный законопроект «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках».

Выступая в ходе пленарного заседания с содокладом, председатель комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров заявил:

- На самом деле давайте начнём с истории. Здесь больше 10 лет тому назад Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сказал: «Пыль глотать устанете, пытаясь достать деньги из офшоров».

Тогда очень многие не услышали. А ведь это было предупреждение, предупреждение того, что случилось спустя несколько лет на Кипре, когда Европейский союз откровенно наплевал на священное право собственности и те, кто имели деньги на Кипре, благополучно по всем компаниям потеряли сразу 60% своих вкладов.

Сейчас Сергей Дмитриевич (прим. ред. – заместитель министра финансов С.Д. Шаталов) сказал о том, что предстоит. На самом деле, чтобы мы понимали: соглашения, которые уже подписаны и ратифицированы нашей страной, тенденция, по которой развивается мировая финансовая система, по существу, отказ от банковской тайны. Что бы о нас ни говорили, на самом деле только у нас сегодня она (прим. ред. - банковская тайна) еще существует, все остальные сдают информацию просто так и ничего сделать нельзя.

Так вот, информация обо всех счетах, компаниях, которые находятся сегодня в офшорных зонах или в других государствах, поступят в нашу страну в автоматическом режиме, как справедливо сказал Сергей Дмитриевич, не позднее 2018 года. А в тестовом режиме, я думаю, уже в 2017 году РФ получит информацию.

А теперь давайте вернёмся к той задаче, которую поставил Президент перед нами с вами, когда мы слушали Послание.

В Послании он сказал: давайте перевернём офшорную страницу нашей экономики, давайте дадим возможность задекларировать то, что тебе принадлежит. А государство даёт гарантии, что никто к тебе не придёт, не спросит за это и никакой ответственности налоговой, имущественной за это не наступит. Давайте это сделаем, но сделаем только один раз.

Первое, на что мне хотелось бы обратить внимание всех. У нас всё время люди откладывали принятие решений и тогда, в 2004 году, тоже думали: какая разница, и так далее.... Так вот, сегодня должно быть понимание: то, что предлагает сделать государство, будет сделано один раз, больше такой возможности не будет.

Второй вопрос. Ведь проблема не только в тех угрозах, которые возникают. На самом деле, попробуйте сегодня на Кипре закрыть свою компанию и закрыть счёт в банке, они заблокированы законом Кипра, этого нельзя сделать.

Президент сказал, когда ему задали вопрос на пресс-конференции: а сколько денег вы хотите получить от этого закона? И Президент отвечает: нисколько. Мы не ставим фискальных целей. На самом деле, государство протягивает людям руку и говорит: мы не хотим, чтобы через два года вы все просто так стали преступниками, государству это не нужно. А это касается, как минимум, сотен тысяч наших с вами сограждан.

В данном случае государство протягивает руку не только бизнесу, оно протягивает ее и людям, которые сами  зарабатывали деньги. К примеру, хороший репетитор, который готовил к экзамену по английскому языку для вуза, приобретал какую-нибудь квартирку в Болгарии, чтобы возить внучонка на отдых, и не регистрировал ее нигде. Давайте дадим возможность показать эту квартирку в Болгарии и не думать, что к тебе придут либо силовые структуры, либо рэкетиры. Вот в этом главный смысл данного законопроекта.

Сергей Дмитриевич (Шаталов) подробно рассказывал о том, что сделано. И когда готовился закон, я не скрою, мы готовили его все вместе, вместе с участием бизнеса, было подробнейшее обсуждение в Общественной палате, очень серьёзные замечания.

На самом деле первое, что было необходимо сделать - это гарантировать безопасность. Дать возможность подать декларацию, которую никто не увидит, которая не может использоваться в качестве доказательства. Её не только нельзя выдать силовым структурам, силовые структуры не имеют права её требовать - прописана ответственность за это. Только само лицо, если в отношении него возникают другие претензии. Деятельность правоохранительных органов и налоговых органов никто не отменял, она будет продолжаться и, следовательно, они могут выйти на какие-то налоговые нарушения, и вот здесь лицо может само сказать - а я подал декларацию. И в этой ситуации от ответственности за налоговые и валютные, и так далее, нарушения оно будет освобождено, как уголовной, так и административной. Всё это прописано в законе.

В случае, если закон будет принят сегодня в первом чтении, уже вечером будет внесён законопроект, предусматривающий изменения в Налоговый кодекс, который гарантирует, что никаких налоговых последствий не произойдёт.

Во втором чтении нам предстоит решать очень важные вопросы. Они  связаны с тем, нужно ли по этому поводу делать специальный акт амнистии или в самом законе указать те статьи, по которым происходит освобождение от ответственности. Я думаю, это предмет второго чтения, давайте обсудим.

Нам кажется, что, может быть, это можно сделать именно в этом законе. Почему? Потому что акт амнистии - это всегда прощение за совершённое преступление. А в данном случае может не быть никакого преступления, и основанием для освобождения от ответственности является сам факт подачи декларации. Не надо делать всех граждан преступниками, потому что они на самом деле могут преступниками и не являться.

Следующий вопрос, который здесь очень важен. Механизм, который предложен (это основная задача, поставленная Президентом), должен быть простым, понятным и не обременительным, а как мы знаем, «дьявол в деталях». Поэтому комитет предлагает, и это наша совместная позиция, что в самом законе должна быть и форма декларации, и порядок ее заполнения, чтобы каждый человек увидел её. Чтобы не ведомство формировало эти вещи, в законе эти вопросы будут отражены. Сразу хочу сказать, мы не просто подготовили проект такой декларации и такого порядка, вместе с налоговой службой мы проработали её, и она висит на сайте Федеральной налоговой службы. И сегодня идёт ее обсуждение. Результат этого обсуждения мы предлагаем также воплотить в законе.

Хотел бы обратить внимание ещё на одно обстоятельство. Сегодня у нас подпадают под этот закон только те сделки,  что были оформлены до 1 января 2014 года. Сегодня есть предложение, и комитет с ним выходит, обращается к Государственной Думе. Давайте, сейчас мы продлим этот срок, и этот срок у нас будет до 1 января 2015 года. То есть всё, что было сделано до 1 января 2015 года, подпадёт под действие данного закона.

Хотел бы обратить внимание на несколько очень важных обстоятельств. К сожалению, в ходе обсуждения закона мы столкнулись с тем, что этот закон многие люди пытались превратить в правовой инструмент рейдерского захвата имущества.

Нам надо быть очень аккуратными с тем, чтобы механизм, который позволяет людям задекларировать их имущество и точно знать, что государство к нему не придёт, позволял людям понимать и то, что к ним не придут и рэкетиры. Вот эти механизмы также предлагается комитетом отработать в рамках второго чтения.

Кроме того, необходимо сказать, что когда речь идёт о переходе от номинального собственника к реальному, мы, естественно, имеем в виду собственность в России, оформленную на номинального владельца в офшорных зонах. И, соответственно, нам необходимо прописать, что человек будет перерегистрировать (имущество) и в соответствии с законодательством той страны, где у него это зарегистрировано, с тем, чтобы он не становился преступником в Германии, в Голландии, на Кипре и так далее.

Это очень серьёзный законопроект, решающий важнейшую задачу, поставленную Президентом страны. На мой взгляд, он создаёт в значительной степени новую прозрачную атмосферу нашей экономики. Очень важно сделать так, чтобы этот закон заработал. Поэтому приглашаем все фракции дорабатывать этот закон в рамках второго чтения и принять его уже на следующей неделе.