Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Депутаты предложили комплекс мер по развитию системы военно-патриотического воспитания

Военно-патриотическое воспитание молодежи – задача государственной важности, поскольку от мировоззрения военнослужащих зависит, насколько эффективно вооруженные силы смогут обеспечить безопасность страны. К такому мнению пришли участники состоявшихся 23 января парламентских слушаний комитета Госдумы по обороне на тему «Совершенствование законодательства в системе подготовки граждан к военной службе и военно-патриотическое воспитание». Они были приурочены к 91-й годовщине создания ДОСААФ – головной организации, выполняющей задачи по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию. Сегодня ДОСААФ продолжает выполнять свои задачи, однако возможности организации по разным причинам используются не в полной мере.

Заместитель Председателя Госдумы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Ирина Яровая, выступившая инициатором проведения слушаний, озвучила ряд предложений, которые содействовали бы развитию этого уникального института военно-патриотического воспитания.

Во-первых, в действующем законодательстве отсутствует определение «общественно-государственная организация», в связи с чем нет возможности внебюджетного финансирования организаций, существующих в этой форме и готовящих граждан к военной службе. Депутаты намерены это исправить.

Во-вторых, необходимо определить конкретное министерство или ведомство, которое будет курировать деятельность ДОСААФ. Сегодня этим заняты сразу несколько ведомств: Минобороны, Минспорта, Минобр и даже Минфин. Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти необходимо разработать программу системного развития ДОСААФ, говорится в рекомендациях слушаний.

В-третьих, депутаты предлагают разрешить членство в ДОСААФ не с 18, а с 14 лет.

«Трудно назвать более важную задачу чем воспитание молодого поколения. У китайцев есть такое изречение: «Хочешь победить страну и народ – воспитай их детей». Наша задача – сделать так, чтобы воспитание молодого поколения нашей страны было основано на лучших традициях», - заявила вице-спикер Госдумы. По ее мнению, занятия в военно-патриотической организации поможет отвлечь школьников от влияния различных деструктивных течений.

Министерству обороны совместно с ДОСААФ рекомендовано рассмотреть вопрос о разработке проекта закона о допризывной и вневойсковой подготовке граждан, внесения изменений в госстандарты среднего общего образования и среднего профессионального образования в том, что касается занятий военно-прикладными видами спорта.

Что касается военно-учетной специальности, то депутаты, в свою очередь, уже разработали и внесли в Госдуму законопроект, устанавливающий, что военно-учетные специальности и знания, которые дает ДОСААФ, будут учитываться военкоматами в деятельности призывных комиссий и в определении дальнейшего прохождения военной службы призывниками, сообщила Яровая.

«ДОСААФ – неотъемлемая часть истории и традиций нашей страны, которая всегда была чрезвычайно важна в системе патриотического воспитания. Наша задача – не только сберечь традиции, но и предложить новый, современный формат работы с молодежью, - заявила Яровая. – Трудно переоценить значение этой уникальной организации для такой большой и многонациональной страны как наша, где всегда были сильны вера и служение Отечеству, традиции воинского долга, мужественности, отваги, где славны подвиги предков предопределяют саму сущность отношения к служению стране, своему народу».

Развитие системы военно-патриотического воспитания – это задача государственной важности, особенно в условиях ухудшения военно-политической обстановки в мире, считает Председатель комитета Госдумы по обороне, генерал-полковник, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Владимир Шаманов. По его мнению, ДОСААФу требуется модернизация.

«Мы должны выйти на принятие конкретных государственных решений. Организация, внёсшая неоценимый вклад в подготовку различных специалистов, пережила 91 лет, непростых, зачастую тяжелейших, но и сегодня ДОСААФ приходится мужественно переносить все тяготы и лишения», - отметил он.

По мнению Шаманова, чтобы привлечь молодежь на площадки ДОСААФ, необходимо обновить механизмы финансирования организации, обновить ее учебно-материальную базу. «Это та организация, которая способна вокруг себя объединить. И не надо изобретать велосипед, надо садиться и ехать на этом. Да, сегодня он с несмазанной цепью, полуспущенные колеса, но проще ведь накачать шины, смазать цепную передачу и достойно двигаться вперед», - считает глава комитета.

Он призвал проанализировать, какие нормы законов, уже сегодня существующих, возможно применить. «Оренбургская организация ДОСААФ пригласила меня на новую площадку, организованную совместно с региональным правительством. Сегодня, когда на территориях разрушена система профессионально-технического обучения, они начали обучать востребованным специальностям: крановщики, бульдозеристы, токари. Есть новые подходы, но их надо структурировать», - привел депутат пример.

Одна из задач, которая стоит перед военно-патриотическими организациями – это популяризация среди молодежи выдающихся личностей, героев, считает Шаманов.

«Общаясь с курсантами Рязанского училища, которые были на войсковой стажировке в Камышине на родине легендарного летчика Маресьева, одного из видных деятелей ДОСААФ, я был крайне удивлен тому, что только один курсант из 15 смог сказать, кто это такой. Сегодня, когда в стране есть движение школьников, «Молодая гвардия», Юнармия, для них ДОСААФ должен стать родным домом», - заявил Шаманов. - Для того, чтобы у нас были дальнейшие успехи, мы должны сегодня закладывать те основы, которые позволят воспитаться нашему молодому поколению с одной верой – мы русские и мы должны всегда быть первыми!».

Комитет провел опрос по регионам и выяснил, что 90% руководителей региональных органов власти подтвердили необходимость и востребованность уроков начальной военной подготовки в школах.

В данный момент программа военно-патриотического воспитания и начальной военной подготовки реализуется в рамках ОБЖ. «Много лет идет разговор о восстановлении в школах начальной военной подготовки. Мы провели анализ: более 70% преподавателей предмета -   женщины, учебно-материальной базы никакой нет. Поэтому молодые люди в тот же ДОСААФ приходят с нулевыми знаниями», - сообщил Шаманов.

Проблема дефицита преподавательских кадров с военным образованием возникла в связи с отсутствием у военных допуска к образовательному процессу из-за отсутствия педагогического образования, продолжил тему заместитель Председателя комитета, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Юрий Швыткин. Для решения указанной проблемы необходима организация программ дополнительного профессионального образования для лиц, желающих вести подготовку по основам военной службы, которую можно было бы организовать на базе образовательных учреждений ДОСААФ, продолжающей функционировать в 81 регионе России. Министерству образования и науки по итогам слушаний рекомендовано разработать условия привлечения граждан, имеющих военное образование, в школы для подготовки учащихся по основам военной службы.

«Возросшие требования к комплектованию ВС РФ требуют подготовки молодежи призывного возраста по военно-прикладным и техническим видам спорта. Однако общеобразовательные организации до сих пор не обеспечены необходимыми условиями, а в некоторых они вовсе отсутствуют», - заявил Швыткин.

По его словам, в области патриотического воспитания есть проблемы, которые могут быть решены с помощью корректировки регионального законодательства, а также путем внесения изменений в устав самой организации. «В регионах недостаточно эффективно проходит взаимодействие с подразделениями ДОСААФ, а в некоторых организация является, прямо сказать, обузой для них, а не той площадкой, где готовят молодежь к службе в вооруженных силах», - добавил он.

Он также отметил низкий охват обучающихся военно-патриотическим воспитанием, причинами которого является опять же недофинансирование. «Спустя 17 лет реализации концепции подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года вместе с растущими успехами накопился ряд проблем. На протяжении двух лет в России реализуется госпрограмма патриотического воспитания на 2016-2020 гг., которая содержит раздел по военно-патриотическому воспитанию. Однако, как показала практика, индикаторами успеха реализации программы является не количество обучающихся, а количество проведенных мероприятий», - указал он на необходимость корректировки документа.

В настоящее время комитет ведет переговоры с Минфином России по вопросу наделения ДОСААФ России полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, выделяемых для выполнения возложенных на нее государственных задач. А также включения организации в перечень субъектов, имеющих право на льготы по уплате транспортного налога, льготного налогообложения земельных участков и имущества, предназначенного для подготовки граждан к военной службе и военно-патриотического воспитания.