Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Дмитрий Морозов: Реализация программы модернизации первичного звена здравоохранения требует парламентского контроля

Реализация программы модернизации первичного звена здравоохранения требует постоянного парламентского контроля, опоры на пациентское и врачебное сообщество, заявил Председатель комитета ГД по охране здоровья, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Дмитрий Морозов, выступая в Госдуме во вторник, 23 марта.

«Совершенствование первичного звена – одна из ключевых задач в развитии здравоохранения Российской Федерации», – подчеркнул он. Напомним, с января 2021 года дан старт модернизации первичной медико-санитарной помощи в регионах.

«С самого начала активно участвуя в формировании и обсуждении федерального проекта, всего нацпроекта «Здравоохранения» и осознавая ответственность за полноту и качество региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, мы провели широкие общественные обсуждения – и в Приволжском федеральном округе, и в Центральном федеральном округе, на Дальнем Востоке, прошли выездные заседания в десяти субъектах Российской Федерации. Сегодня все региональные программы утверждены», – напомнил координатор проекта «ЕДИНОЙ РОССИИ» «Здоровое будущее».

Был принят ряд ключевых федеральных законов, продолжил он. Так, именно по инициативе «ЕДИНОЙ РОССИИ» принят закон о запрете ликвидации и реорганизации медицинских организаций без учета общественного мнения, независимой оценке качества условий оказания помощи медицинскими организациями, диспансеризации граждан, закон о клинических рекомендациях и протоколах лечения, отраслевой системы оплаты труда, «Земский доктор» (были сняты возрастные ограничения и увеличены единовременные выплаты медработникам до 2 млн рублей для Крайнего Севера).

«В чем сегодня наша задача, уважаемые коллеги? Законодателей всех фракций? Нам видится две составляющие. Первое. Необходимо продолжить обеспечивать взаимодействие с гражданами на уровне регионов, – считает парламентарий. – Две недели назад мы провели Всероссийский селектор партийного проекта «Здоровое будущее» и дали старт масштабному мониторингу модернизации первичного звена здравоохранения, контролю исполнения и информационного сопровождения реализации региональных программ. Мы уже получили обратную связь от 29 субъектов, укрепившись в важности четкого понимания исполнительной власти, законодателей, общественных организаций, пациентских организаций того, что в конкретном регионе определяет модернизацию», - заявил Морозов.

Депутат озвучил первые результаты мониторинга: «В большинстве регионов сохраняется дефицит кадров – врачей, медсестер. Основными инструментами все субъекты видят реализацию программ «Земский доктор», «Земский фельдшер», увеличение целевой подготовки, в том числе средних медработников. Это очевидно. Но многие регионы пошли дальше – заключая специальные соглашения с муниципальными районами, внедряя дифференцированный подход к выплатам в зависимости от территориальной удаленности. Ряд субъектов имеют свои проекты обеспечения кадрами первичного звена, свои региональные законы о соцподдержке, даже «Социальный кодекс», как в Волгограде; созданы банки вакансий. Краснодарский край за счет краевого бюджета реализует программу «Врачебные кадры для ответственного здравоохранения» с 2009 года. Подготовлено более 750 специалистов. Надо на эту практику, конечно, ориентироваться. Широкой практикой стали встречи руководителей муниципалитетов со студентами, профориентация школьников, доплаты наставникам – внедрен уже институт наставничества. Конечно, определяющий фактор – жилье. Палитра решений субъектов очень широка: от выделения земельных участков и льготный ипотеки до формирования специализированного, проврачебного жилищного фонда в области строительства квартир для медработников, оплаты найма жилья целевикам. Конечно, нужно учиться друг у друга».

Следующий важный аспект – контроль эффективности использования средств, выделенных на модернизацию. По словам Морозова, многие регионы уже сформировали график контрольных мероприятий, а ряд из них дополнили государственный контроль общественным. «На уровне общественных палат, общественных советов минздравов три субъекта – Ярославская область, Удмуртия, Кемеровская область – сформировали группы контроля партийного актива и закрепления конкретных объектов за депутатами регионального и муниципального уровня, мониторинг партпроектов. Эти практики надо распространять», – уверен он.

Важнейшая составляющая – информационное сопровождение реализации региональной программы. «И здесь мне хотелось бы привести в пример «Центры медицинской информации» (г. Томск), Единые медицинские порталы в Якутии и многие другие, «горячие линии», в том числе, по информированию населения о тех изменениях, которые будут происходить и начали уже происходить в первичном звене здравоохранения, - привел он конкретные примеры. – В Смоленске разделяют нашу позицию об использовании единого визуального стиля реализации нацпроекта, интеграции его в объекты инфраструктуры и закупаемую технику. Я уверен – и мы говорили об этом неоднократно – что масштабная модернизация должна сопровождаться определенным стилем и брендированием». По словам Морозова, определяющим фактором станет взаимодействие регионов между собой и федеральными организациями, головными национальными медицинскими исследовательскими центрами, вузами-кураторами. Мы прорабатываем это с Советом ректоров медицинских университетов.

Морозов отметил, что ряд субъектов уже заключили соглашения с соседями по взаимодействию в лечении пациентов. Чаще всего, это касается помощи при ДТП и ЧС, реже – санитарной авиация. Но уже сегодня, указал он, планируются соглашения по обмену опытом модернизации первичной медико-санитарной помощи, объединение усилий по закупкам оборудования и лекарств.

«И вторая большая часть, уважаемые коллеги – это обеспечить скорейшее принятие законодательных решений, – обратился к депутатам глава профильного комитета Госдумы. – Речь идет о законопроекте о согласовании назначения на должность региональных министров, законопроект о передвижных аптечных пунктах, законодательные решения в части расширения применения первой помощи, использования дефибрилляторов. Должна быть упрощена процедура получения от пациента информированного добровольного согласия при оказании скорой помощи. Это все законопроекты, которые касаются амбулаторий и школьной медицины».

«Изменение здравоохранения требует постоянной рекогносцировки и опоры на пациентское сообщество, на врачебное сообщество и, конечно, парламентского контроля. Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» призывает всех объединить свои усилия, активно включиться в реализацию федерального проекта у себя на округах», – заключил Морозов.