Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Елена Панина: Для восстановления экономического роста надо сделать ставку на внутренний рынок

Выступая сегодня, 12 февраля, на парламентских слушаниях в Госдуме, член комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, президент Национального исследовательского института экономической стратегии Елена Панина заявила:

- Невозможно добиться существенного изменения ситуации без четко выстроенной стратегии и механизмов ее реализации. К сожалению, Правительство опять предлагает тактику латания дыр.

Необходимо усилить регулирующее воздействие государства на структурную перестройку экономики. Мы должны сделать ставку на активизацию внутреннего потребления как в оптовом звене, так и в розничном, в сфере работ и услуг, в жилищном строительстве. Емкость нашего рынка сегодня можно оценить в 100 трлн руб., что в 2 с лишним раза превышает внешнеторговый оборот страны.

Да, поддерживать несырьевой экспорт необходимо, но в первую очередь, как средство повышения конкурентоспособности товаров на внутреннем рынке.

В чем должно заключаться усиление регулирующего воздействия со стороны государства?

В первую очередь, в определении стратегических приоритетов развития экономики и концентрации на них различных видов поддержки. Это те направления, где есть технологические заделы и можно получить быструю отдачу и те, где присутствует высокий уровень кооперационных связей.

Назову лишь некоторые из них: авиационная промышленность, космические системы связи, химия, IT-технологии и оффшорное программирование, безусловно, сельское хозяйство и сельхозпереработка, жилищное строительство. Одно рабочее место в авиапромышленности – это 10 рабочих мест у смежников, не считая эксплуатирующих организаций. В строительстве -  более 20.

Вопрос, где на это финансовые ресурсы? Внутри страны. Госпрограммы (39 в т.ч. 188 подпрограмм) вместе с ФАИП – 13 трлн 84 млрд рублей. При этом ФАИП за 2015 год выполнена лишь на 13% (из 608 запланированных к вводу объектов введено 66 и 15 частично). Сокращение неэффективных программ и перенацеливание средств на инвестирование в стратегические приоритетные проекты только на 15% дает около 2 трлн рублей.                  

На корсчетах ЦБ бездействуют 1,5 трлн рублей Это отчисления коммерческих банков в Фонд обязательного резервирования, иные платежи.  

Средства населения более 22 трлн рублей Это весь консолидированный бюджет страны. Из них 15 трлн рублей – депозиты в коммерческих банках, которые не спешат кредитовать реальный сектор экономики. ЦБ и Правительство обязаны задействовать механизмы, заинтересовывающие и банки и население в инвестиционной активности. Конечно, после краха пирамиды ГКО в 1998 году у людей существенно подорвано доверие к государственным ценным бумагам. Но мы должны задействовать неординарные меры. Мы – золотодобывающая страна, и в последнее время быстро наращиваем в госрезервах объемы немонетарного золота, поддержав золотодобывающую промышленность. Во все времена к золоту у людей есть доверие. Предлагаю выпустить государственные облигации, обеспеченные немонетарным золотом.

Конечно, можно саккумулировать госресурсы и опять они не дойдут до намеченных целей. Государственное финансирование должно быть одноканальным – через систему казначейства, которое и сейчас ведет лицевые счета получателей бюджетных средств. Не исключая при этом зарекомендовавшие себя институты развития, такие как например, Фонд развития промышленности.

И конечно на сегодня главный стратегический приоритет и первоочередная мера – остановить воровство, поборы и вымогательство. Потому что в условиях, когда эти явления приобрели критические масштабы, никакая программа эффективного развития страны не может быть реализована. Это все равно, что попытка вырастить урожай  на поле, пораженном саранчой. Чем больше ты питаешь растение, тем больше жиреет и размножается саранча.

Борьба с коррупцией должна быть выделена в специальные органы: спецпрокурор, как это было в Италии во время операции «Чистые руки», или Бюро по расследованию коррупции (БРК), как это было в Сингапуре. Необходимо и отдельное судопроизводство по этим делам. Главное, должна работать система, а не отдельные факты «посадок».

Говорят, у нас много государства в экономике. Если под этим понимать присутствие в экономике чиновников, то даже слишком много. Но государства как института, который по Конституции призван создавать условия для социально-экономического развития страны и достойной жизни своих граждан, явно недостаточно. И это должно быть изменено.