Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Елена Ямпольская: Ирина Антонова делала все возможное для процветания как ГМИИ имени А.С. Пушкина, так и музейного дела в целом

Председатель комитета ГД по культуре Елена Ямпольская выразила соболезнования в связи со смертью президента Государственного музея изобразительного искусства имени Пушкина Ирины Антоновой. 

«Закончился век Ирины Антоновой. Закончился так же строго и красиво, как длился. 98-летняя жизнь, похожая на классическое произведение: ни убавить, ни прибавить. Она невероятно совпадала с Музеем изящных искусств – подтянутая, легкая, на каблучках, с седой укладкой и благородным профилем. Осанка, поступь, стиль, манера – все изящно, просто, совершенно. Она не делала нелепостей – не позволял вкус, не говорила лишнего – сказывался богатый жизненный опыт. Зато ее «да» всегда было «да», «нет» – «нет». И если Ирина Александровна считала дело правым, она не отступала. «Железной леди» Пушкинского побаивались самые маститые коллеги. Да и не только коллеги. Собственно, перевод на почетную, однако формальную позицию президента музея тоже был связан с характером Ирины Александровны. С фактом наличия характера. Сегодня в мире искусства это большая редкость», - написала парламентарий на личной странице в социальной сети Facebook.

По словам Ямпольской, Ирина Александровна делала все возможное и невозможное для процветания как ГМИИ имени А.С. Пушкина, так и музейного дела в целом. «Без нее в принципе сложно представить отечественную культуру XX века. Фигура Антоновой казалась вечной и незыблемой», - отметила депутат. 

«Она родилась в Москве 20 марта 1922 года. В 1940-м поступила в Институт философии, литературы и искусства (ИФЛИ). Когда началась Великая Отечественная, окончила курсы медсестер. Работала в госпитале на Красной Пресне. В 1945-м заканчивала уже искусствоведческое отделение истфака МГУ. Тогда же была приглашена на работу в Музей имени Пушкина, училась в аспирантуре, изучала итальянское Возрождение.С февраля 1961-го Антонова возглавляла ГМИИ. Ее знаменитые выставки вошли не только в историю страны, но в и личную память нескольких поколений. «Мы искусство рекомендуем, музеефицируем, включаем в орбиту великой истории культуры. Поэтому мы должны быть очень разборчивы», – подчеркивала Ирина Александровна. Благодаря ей наша страна увидела «Джоконду», познакомилась с Пикассо, Модильяни, Тернером, Малевичем, Кандинским. Антонова организовывала крупнейшие международные выставки: «Москва — Париж. 1900–1930» (1981), «Москва — Берлин. 1900–195»" (1996), «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана» (1996), «Пикассо» (2010). В 70-е она открыла запасники и показала коллекции западной живописи из собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. В 80-х вместе со Святославом Рихтером основала ставший затем легендарным фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера», - рассказала парламентарий. 

Ямпольская напомнила, что Антонова выступила инициатором и возглавила рабочую группу по подготовке концепции развития музея, создания «музейного городка». «По предложению Ирины Александровны к участию в работе был привлечен Норман Фостер. Благодаря Антоновой появились Отдел личных коллекций, Центр эстетического воспитания «Мусейон», Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева и многое другое», - заметила депутат. 

«А мне из личных встреч с Ириной Александровной вспоминаются наши разговоры о театре. Она была страстным театралом, пока оставалась в силах, не пропускала значимые премьеры, понимала сценическое искусство так же глубоко, как главное дело своей жизни, а любила не менее преданно, чем музыку. Правда, и судила строго, поскольку ей было с чем сравнивать. «Вот, помню, Москвин и Тарасова...» – запросто бросала в разговоре. «В юности я обожала Качалова...» – посмеивалась над собственным девичьим пылом, потряхивая серебряной головой. Что тут скажешь? У нескольких поколений был прекрасный век – век рядом с Антоновой. Светлая память», - сказала парламентарий.