Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Николай Николаев: Комитет Госдумы подготовит план законотворческой работы по повышению эффективности использования природных ресурсов

Выступая от фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на пленарном заседании в пятницу, 14 апреля, Председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев заявил о необходимости разработки комплекса законодательных мер по устранению недостатков в сфере добычи и использования природных ресурсов.

В ходе выступления глава профильного комитета нижней палаты парламента предоставил сведения о распространенности и масштабах теневого природопользования с определением причин и оценкой социально-экономических последствий этого явления.

«От лица фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» я хочу поговорить о реальном пополнении доходов государства и о том, какие реальные шаги нужно для этого предпринять. Как вы знаете, летом прошлого года партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» организовала работу 4 мониторинговых групп, которые занялись контролем за исполнением законов, принятых по инициативе самих граждан. Одной из таких групп стала группа «Живой лес», которая занялась контролем за исполнением на местах новых положений лесного законодательства», - напомнил Николаев.

«Когда я только приступил к этой работе, то меня поразила одна цифра, а именно объем незаконных вырубок леса - только по официальной оценке это порядка 13 млрд рублей в год. Я стал интересоваться другими сферами. Например, охота, только по официальной же оценке Росприроднадзора объем незаконной охоты составляет 18 млрд рублей в год. При этом «белая» охота - всего 16 млрд рублей», - рассказал парламентарий.

«Я продолжил собирать сведения о так называемом теневом природопользовании и отправил достаточно много запросов и в правоохранительные органы, и в федеральные и региональные органы исполнительной власти. В Бурятии мне рассказали о незаконной добыче нефрита, это рынок, который на сегодняшний день оценивается экспертами в 100 млрд рублей. В Якутии коллеги борются с другой проблемой, уже на протяжении многих лет ведется варварская добыча мамонтовой кости, еще 1,5 млрд рублей», - продолжил Николаев.

«Если прибавить к этому незаконную добычу песка и гравия, незаконный вылов рыбы, то получается достаточно объемный, но неполный перечень теневого природопользования, объем которого на сегодняшний день по экспертным данным можно оценить в более 800 млрд рублей в год, а с учетом неохваченных отраслей и направлений, я думаю, и того больше, порядка 1 трлн рублей», - заявил глава профильного комитета Госдумы.

По его мнению, основные причины такой ситуации - безызвестность, бесконтрольность и безответственность.

«Первое - безызвестность, на наш взгляд, природопользовательская сфера на сегодняшний день является одной из самых закрытых. Дело в том, что мы с вами доподлинно не можем ни узнать, ни увидеть, насколько эффективно и даже законно используются или добываются те или иные природные ресурсы. И при этом очень многие вопросы лежат в сфере законодательства», - отметил Николаев.

«Например, знаете ли вы, что доступ к информации из Государственного лесного реестра для наших граждан является платным в соответствии с нашим же Лесным кодексом, а среди получателей информации из Государственного кадастра объектов животного мира граждане вообще не числятся?», - обратился к коллегам парламентарий.

«Мы говорим, что у нас мало лесников, и поэтому, вероятно, у нас такой огромный объем незаконной вырубки леса. И действительно на одного лесника на сегодняшний день приходится более 60 тысяч гектаров леса, - заметил Николаев. - Но посмотрите, сегодня в каждом лесничестве Российской Федерации есть карты, которые подробно указывают лесные кварталы, как они распределены, сколько там деревьев и так далее. Так почему бы нам не сделать эту информацию публичной? И в этом случае граждане сами могли бы контролировать, насколько законно орудуют лесорубы в соседнем лесу».

«Бесконтрольность. К сожалению, мы часто с вами говорим о том, что у нас слабо или недостаточно охраняются наши природные богатства. Давайте посмотрим официальные документы и зададимся вопросом – а насколько они вообще должны тщательно охраняться до такой степени, которую мы с вами ожидаем. Оказывается, что не всегда. Приведу пример – в Государственной программе развития рыбохозяйственного комплекса есть такой показатель, как охват акватории внутренних вод мероприятиями по контролю в целях выявления и пресечения нарушений законодательства. Он составляет на этот год всего 36,7% и планово снижается к 2020 году до 32,5%. Неудивительно, что ущерб от незаконного вылова рыбы по оценкам экспертов составляет не менее 20 млрд рублей в год. И представим, давайте на секундочку, что мы будем говорить о целевой охране нашей государственной границы на 36%. Это далеко не единичный пример. И, конечно, контроль, мы понимаем, это очень дорогостоящее для государства мероприятие. Но это абсолютно не означает, что мы не должны ставить перед собой адекватные, а, может быть, даже амбициозные цели», - отметил глава думского комитета.

Кроме того, по мнению Николаева, необходимо развивать различные формы общественного, гражданского контроля, использовать новые технические возможности, например, космосъемка.

«Третья беда – это безответственность. Коллеги, знаете ли вы, что у нас в год незаконно истребляется порядка 100 тысяч лосей. Если перевести это на деньги, то это 14 млрд рублей. А вот если перевести на уголовные дела, то это всего чуть больше 300 уголовных дел. Это притом, что незаконное убийство лося – это преступление, которое оценивается как нанесение крупного ущерба», - добавил парламентарий.

Николай Николаев напомнил, что недавно Госдумой был рассмотрен законопроект о повышении ответственности за незаконную добычу нефрита. «Это очень своевременный и важный законопроект, потому что только за три года с 2013 по 2015, за эти преступления было взыскано 285 тыс. рублей штрафов. При этом одновременно в рамках этих же преступлений возвращено государству более 30 тонн нефрита», - сказал глава комитета.

«Но что такое 285 тыс. рублей? Если перевести это на само сырье, это всего семь-восемь ведер нефрита-сырца. Большую роль здесь, на мой взгляд, играют целевые показатели государственных программ. Вот еще один пример – в Государственной программе «Воспроизводство и использование природных ресурсов» есть такой показатель, как доля лицензий на пользование недрами, по которым недропользователь не выполняет существенные условия по уровню добычи и срокам ввода месторождения в эксплуатацию в числе проверенных лицензий. Так вот, в этом году плановый показатель – 25%. Это означает, что мы с вами, по сути, соглашаемся с тем, что четверть недропользователей не будут выполнять существенные условия лицензий по недропользованию», - заявил Николаев.

По его словам, все эти и другие факты изложены в докладе «Природные ресурсы: эффективность и контроль», который на этой неделе был рассмотрен на заседании комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. «По итогам рассмотрения мы приняли решение о том, что приступаем к разработке плана законотворческой работы, которая полностью будет направлена на искоренение этих трех проблем природопользования. Конечно же, надеюсь, на участие и других комитетов и с удовольствием приглашаю коллег к совместной работе», - сказал Николаев.

В числе приоритетных направлений работы глава профильного комитета Госдумы видит совершенствование организации учета природно-ресурсной базы, планирование и исполнение контрольно-надзорной деятельности и обеспечение открытости информации для общественного контроля, а также обеспечение компенсации нанесенного вреда природе и неотвратимость адекватного наказания для нарушителей.

«Прежде всего, на законодательном уровне необходимо обеспечить прозрачность природопользовательской сферы. Нам, в конце концов, надо дать гражданам возможность самим контролировать, участвовать в контроле над использованием и добычей природных ресурсов. Нам также важно, чтобы велся контроль не только за добычей, но и оборотом природных ресурсов. Сейчас такую стратегию, например, взял Рослесхоз, и в своей системе ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная система) старается реализовать такую концепцию. Но это не означает, что нам нужно останавливаться только на лесе. Нам нужно распространять эту практику на другие сферы», - считает Николаев.

«Важно также работать над законодательным обеспечением развития новых компенсационных механизмов, которые бы гарантировали государству возмещение ущерба, которое так или иначе, пусть невольно, но наносится любым природопользователем. И речь здесь идет и о восстановлении лесов, и о рекультивации земель после добычи полезных ископаемых», - продолжил парламентарий.

«Конечно, мы здесь планируем работать над повышением роли профессиональных объединений, над развитием саморегулирования в природопользовательской сфере. И конечно, важно заниматься таким направлением, как развитие государственно-частного партнерства. Нам нужно не просто сдавать в аренду наши леса или недра и получать за это арендную плату. Нам нужно обеспечить надежных партнеров государству, которые не просто используют наши природные ресурсы, но и берут на себя определенные обязательства и их четко выполняют», - подчеркнул Николаев.

По его мнению, «в одиночку государство не справится с таким объемом проблем, которые копились в сфере природопользования годами».

«Конечно, мы должны, в том числе добиться изменения целевых показателей госпрограмм, которые определяют уровень сохранения наших природных ресурсов, контроль за их использованием», - добавил Николаев.

«Партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в 2016 году шла на выборы, то одним из важнейших постулатов нашей Предвыборной программы было повышение эффективности и прозрачности нашей экономики. Так вот мы держим взятое слово. И сегодня именно поэтому мы заявляем о том, что у нас есть эти три проблемы в отечественном природопользовании, поэтому мы здесь и сейчас говорим о том, что мы готовы эти проблемы преодолеть», - заключил глава думского комитета.