Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Павел Крашенинников: Изменения должны послужить гуманизации уголовно-исполнительной системы и реализации принципа справедливости

Павел Крашенинников: Изменения должны послужить гуманизации уголовно-исполнительной системы и реализации принципа справедливости
В среду, 20 июня, Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального закона № 73983-5 «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации». Законопроектом предлагается изменить порядок зачета времени содержания лица под стражей (до вступления приговора суда в силу) в срок отбывания наказания в виде лишения свободы. 

Как пояснил один из авторов законопроекта Председатель комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, предлагаемый порядок основывается на применении коэффициента при исчислении срока отбывания наказания, а также вида исправительного учреждения, назначаемого судом. Изменения должны послужить гуманизации уголовно-исполнительной системы и реализации принципа справедливости. 

«Предлагается время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу засчитывать в срок отбывания наказания следующим образом. При отбывании наказания в дисциплинарной воинской части из расчета один день за 1,5 дня. В случае ограничения свободы, принудительных работ и ареста - один день за 2 дня. Для исправительных работ и ограничения по военной службе - один день за 3 дня. В случае обязательных работ - из расчета один день содержания под стражей за 8 часов обязательных работ», – рассказал Крашенинников. 

«В случае лишения свободы предлагается засчитывать один день содержания лица под стражей в следственном изоляторе (СИЗО) следующим образом. При отбывании наказания в тюрьме и исправительных колониях строгого и особо режима - за 1 день. При отбывании наказания в исправительной колонии общего режима и воспитательной колонии - за 1,5 дня. При отбывании наказания в колонии-поселении - за 2 дня», – пояснил парламентарий.

Не предусматривается распространение предлагаемого порядка на лиц, осужденных за совершение особо тяжких преступлений, связанных с оборотом наркотиков, с посягательством на конституционный строй страны, преступлений, связанных с террористической деятельностью; при особо опасном рецидиве. А также в отношении осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы сроком на 25 лет. 

«Предлагается также не применять указанный повышающий коэффициент в период нахождения осужденного в штрафном или дисциплинарном изоляторе, помещении камерного типа, либо едином помещении камерного типа в случае применения мер взыскания к осужденным. А также если осужденный отбывает наказание в строгих условиях в воспитательной и исправительной колонии», – сообщил Крашенинников.

Время нахождения лица под домашним арестом будет засчитываться в срок содержания под стражей до суда и в срок лишения свободы - из расчета 2 дня домашнего ареста за 1 день нахождения в СИЗО и лишения свободы.

«Не секрет, что в следственных изоляторах подозреваемые и обвиняемые содержатся в камерах и практически не имеют возможности для занятий каким-либо видом деятельности. В течение дня им предоставляется только часовая прогулка в прогулочном дворе. В то же время большая часть из них впоследствии приговариваются к отбыванию наказания в исправительные учреждения, условия содержания в которых значительно гуманнее. В случае принятия законопроекта он будет иметь обратную силу, так что срок отбывания наказания уменьшится у значительного числа осужденных», - сказал глава думского комитета.

Положения законопроекта, после его принятия, подлежат исполнению следующим образом:

1) в течение 3-х месяцев со дня вступления в силу закона - в отношении лиц, отбывающих наказание в воспитательной колонии и колонии-поселении; 

2) в течение полугода - в отношении отбывающих наказание в исправительной колонии общего режима; лиц, отбывающих наказание в виде обязательных, исправительных, принудительных работ; ограничения свободы; а также в отношении военнослужащих, отбывающих наказание в дисциплинарной воинской части и в виде ограничения по военной службе.

«Нормы, аналогичные рассматриваемому законопроекту, предусмотрены в действующих Уголовных кодексах многих стран: стран СНГ и Балтии; Австрии, Дании, Германии, Швейцарии, Испании, Норвегии, Японии, КНР и других, - отметил Крашенинников. - Зачет предварительного заключения в срок наказания производился и советским уголовным законодательством. А рассматриваемому законопроекту сегодня ровно 10 лет: 20 июня 2008 года он был внесен нами в Государственную Думу».

«Законопроект направлен на реализацию принципа справедливости в отношении осужденных к лишению свободы, и не позволит недобросовестным правоохранителям наказывать до приговора суда. Надеюсь, что данная новелла также приведет к более взвешенному подходу при избрании такой меры пресечения, как взятие под стражу», - заявил депутат.