Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Любовь Духанина провела расширенное заседание Экспертного совета на тему наставничества в образовании

Любовь Духанина провела расширенное заседание Экспертного совета на тему наставничества в образовании

В пятницу, 17 мая, заместитель Председателя комитета Госдумы по образованию и науке, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Любовь Духанина провела расширенное заседание Экспертного совета по общему образованию и дополнительному образованию детей на тему «Наставничество в образовании: траектория развития для достижения новых результатов».

Соорганизаторами заседания выступили Ассоциация «Менторы столичного образования» и Московский центр развития кадрового потенциала Департамента образования и науки города Москвы. В мероприятии приняли участие представители органов власти субъектов РФ, образовательных и общественных организаций, представители экспертного сообщества.

«Очень важно, что общественная инициатива становится провайдером интересных идей. Современное развитие менторства и наставничества в российском образовании происходит во многом благодаря начинаниям самим педагогов и директоров школ. Сегодня в Государственной Думе собрались представители системы образования из многих регионов России, чтобы обменяться опытом и существующими практиками в этой перспективной области», - сообщила в своем выступлении Любовь Духанина.

«Наставничество в нашей стране имеет давнюю историю. В разные периоды оно осуществлялось в разных формах. Но всегда возникала необходимость получения знаний не только из учебников, но и от более опытных коллег. Это касается и системы управления образованием. Наставничество в управлении может быть ярким примером «горизонтального обучения». Без культуры взаимодействия невозможна конструктивная работа педагогического коллектива. Именно этой культуре учат наставники», - отметила Духанина.

Председатель ассоциация «Менторы столичного образования», директор московской школы №962 Лариса Полякова в своем докладе отметила, что менторство является новым институтом для системы образования. По ее словам, ментор – это, прежде всего, успешный руководитель, поэтому Ассоциацией разработаны система менторского обучения и мониторинга успешных практик. Один из проектов называется «Рядом с директором». Он предназначен для будущих директоров школ, которые, уже пройдя аттестацию, перенимают опыт старшего коллеги, наблюдая за его работой.

Директор Московского центра развития кадрового потенциала Департамента образования и науки города Москвы Алексей Рытов поделился опытом обучения менторов в столице. По его словам, система обучения охватывает все большее количество участников. «Электронные ресурсы обучения, разработанные московскими специалистами образования, могут быть с успехом применены в регионах», – сообщил Рытов.

Президент Российской ассоциации образования Юрий Зинченко отметил, что менторство является очень перспективным и эффективным инструментом. «Очень важно, что впервые вопросы наставничества в образовании обсуждаются именно в стенах Государственной Думы. За 15 минут нельзя стать руководителем. Нужен «опыт проживания» - опыт педагогов, опыт директоров. Проблемы регионов хорошо известны – прежде всего, это недостаток ресурсов. Но для развития системы менторства не должно быть серьезных препятствий», – заявил Зинченко.

По словам Зинченко, сегодня московский опыт становится доступен всей стране. «Те наработки, которые сделаны, не являются сугубо чем-то внутренним, московским, они становятся общероссийским достоянием. Очень важно, что этот опыт можно тиражировать в регионы, которые в этом нуждаются», – сказал он.

Глава Российской академии образования подчеркнул, что важно выбрать правильные форматы для общения с молодым поколением педагогов. «Это не еще одна ступень образования, обязательное повышение квалификации и т.п., а то, в чем они действительно нуждаются. Опыт, который передается от наставника, педагога, директора в части воспитательной работы –  неоценимая вещь, которую ни одним учебником, ни одним курсом, ни одной программой не покроешь», – считает Зинченко. 

Участники дискуссии отметили, что сегодня наставничество ориентировано на принципы проектного подхода. «Так или иначе это проект, и просто так в текущую деятельность он не вписывается. Более того, это непрерывное сопровождение – и руководителей образовательных организаций, и педагогов в их профессиональном развитии», – заявила член Экспертного совета, директор Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина.

Она отметила необходимость перехода к новым принципам финансирования и обновления профессиональных стандартов. «Профессиональные стандарты руководителя и педагога только вступают в действие, но сейчас уже выглядят устаревшими по отношению к той практике, которая сложилась», – подчеркнула эксперт.

Подводя итог заседания, Любовь Духанина отметила, что теперь Экспертному совету по общему и дополнительному образованию детей при комитете по образованию и науке предстоит проанализировать опыт обучения менторству и внедрения института наставничества в систему образования. На основе проведенного анализа будут подготовлены предложения по совершенствованию законодательства в сфере образования.