Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Николай Николаев: Новый закон ограничит доступ мелких акционеров к стратегически значимой для компании коммерческой информации

Николай Николаев: Новый закон ограничит доступ мелких акционеров к стратегически значимой для компании коммерческой информации
Государственная Дума в среду, 19 июля, приняла в третьем чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статью 50 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Законопроект, подготовленный Правительством РФ во исполнение поручений Президента РФ, призван способствовать достижению разумного баланса прав и законных интересов участников корпоративных отношений и направлен на реализацию прав участников хозяйственных обществ на информацию.

Документ вносит законодательные изменения в статьи 89 и 91 Закона «Об акционерных обществах», а также статью 50 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

«Новый закон ограничит доступ мелких акционеров к стратегически значимой для компании коммерческой информации. Это условие существенно ограничит в бизнесе использование недобросовестных методов конкуренции, - заявил Председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. – Нами найден баланс между прозрачностью деятельности компании, ее информационной открытостью перед своими акционерами и необходимостью сохранения интересов компании для успешной работы в режиме жесткой конкуренции на рынке. Законом вводится три уровня градации акционеров по степени доступа к информации. Такой подход обеспечит паритет интересов компании и ее акционеров. И, конечно, мы будем следить за правоприменением нового закона с целью внесения в него корректив, в случае возникновения такой необходимости».

Вносимые изменения позволяют уточнить объем и состав информации, предоставляемой участникам общества в зависимости от доли их участия в капитале общества, а также закрепляют обязанность общества хранить все документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом законопроектом устанавливается исчерпывающий перечень документов, подлежащий раскрытию обществом его участникам.

Степени доступа к информации делятся на несколько уровней. Первый уровень (до 1% акций от уставного капитала) – компания обязана знакомить таких акционеров с информацией, доступной для всех акционеров публичной компании - например, уставом или договором о ее создании.

Второй уровень (более 1% акций) – компания обязана раскрывать информацию о крупных сделках.
Третий уровень (более чем с 25% голосующих акций) – право знакомиться с протоколами и решениями заседаний Правления компании и документам бухгалтерского учета. При этом акционеры дают расписку о неразглашении полученных сведений.

В качестве законодательной новеллы предлагается определить условия, несоблюдение которых участниками общества наделяет последнее правом отказать в предоставлении запрашиваемых документов. К таким условиям отнесены, в частности, требование участника общества о повторном предоставлении уже переданных ранее документов, размещение запрашиваемых документов в открытом доступе в сети интернет, отсутствие у участника общества права доступа к соответствующей категории документов.

При этом устанавливается требование, что при отказе в доступе к документам обществом должны быть исчерпывающим образом указаны основания для такого решения.

В целях соблюдения баланса интересов акционерного общества и его участников поправками предусматривается также право общества на сохранение конфиденциальности коммерчески значимой информации.

Еще одной новацией в регулировании информационных прав участников обществ является включение в акционерное законодательство понятия деловой цели, с которой может запрашиваться подобная информация. Такая деловая цель определяется как законный интерес акционера в получении сведений и документов, которые необходимы и достаточны для реализации его прав на получение информации о деятельности общества.

Соответственно, если характер и объем запрашиваемой информации свидетельствуют о наличии признаков злоупотребления участником общества своими информационными правами, у общества появляются основания аргументированно отказать в предоставлении такой информации.

«В целом представленная редакция направлена на реализацию заявленного Правительством РФ и Банком России плана мероприятий по совершенствованию корпоративного управления в публичных и непубличных обществах и является результатом продолжительной и кропотливой работы над текстом законопроекта», - заключил Николаев.